Диагностика топливных форсунок: методы, рекомендации, профилактика поломок
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Методы диагностики топливных форсунок бензиновых двигателей
- Самостоятельная диагностика топливных форсунок дизельных двигателей
- 3 простых метода диагностики топливных форсунок дизеля
- Диагностика топливных форсунок дизельного двигателя при серьезных неисправностях
- Отзывы автовладельцев о диагностике топливных форсунок
Диагностика топливных форсунок необходима не только тогда, когда наружу лезут явные признаки неисправности в топливной системе, но и как профилактическая мера. Благодаря своевременной диагностике можно значительно сэкономить время и деньги на последующем дорогостоящем ремонте.
Топливные форсунки устанавливаются как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. И в том и в другом случае общие принципы выявления неисправностей схожи, но различаются в деталях. О том, как производится диагностика топливных форсунок разных типов, вы узнаете из нашего материала.
Методы диагностики топливных форсунок бензиновых двигателей
Небольшая ремарка вначале. Необходимо помнить, что 100 % точный результат можно получить, только выполнив диагностику топливных форсунок на СТО.
Интересно! Самостоятельно также можно определить, что этот элемент работает нормально. Для этого нужно прикоснуться к работающей форсунке. Если вы ощущаете вибрацию, значит, механизм исправен.
1. Измерение сопротивления
Как проводится диагностика топливных форсунок данным способом? Снимать элемент не нужно, просто выявляем, какого типа форсунки используются в топливной системе вашего авто: высокой омности либо низкой. Алгоритм действий следующий:
- отсоединяем высоковольтную проводку;
- поворачиваем ключ зажигания, снимаем минусовую клемму аккумулятора;
- разъединяем разъем, отщелкнув зажим крепления;
- определяем сопротивление форсунок, используя мультиметр.
Если форсунки с высоким сопротивлением, допустимое значение данного параметра составит 11–17 Ом. Если у форсунок низкий импеданс, то показатели должны быть в диапазоне 2,5–4,5 Ом. Если полученные значения больше или меньше допустимых, значит, элемент вышел из строя.
2. Тестирование питания форсунок
Второй способ диагностики топливных форсунок заключается в следующем: необходимо протестировать контакты разъема. Ток в форсунки подается за счет четырех контактов, расположенных в разъеме. Выполняем проверку попарно. Допустимое сопротивление – 11–15 Ом. Как определить, какая именно форсунка вышла из строя? Для этого отсоединяем каждый элемент поочередно. С помощью проволоки замыкаем деталь с электронным блоком управления. Затем поворачиваем ключ зажигания. Когда форсунка исправна, произойдет впрыскивание топлива.
3. Сопротивление в моноинжекторе
Достаточно редко можно встретить модели ДВС, в которых установлена одна форсунка.
В этом случае тестируем попарно контакты разъема, допустимое значение сопротивления составляет 1,2–1,6 Ом.
В большинстве случаев в моноинжекторе расположена пусковая форсунка, которая подает бензин в мотор (до его разогрева). Функционирует этот механизм всего пару секунд, после чего происходит его отключение. Тестируем и его, для этого снимаем элемент и помещаем в мерную емкость, необходимо определить объем впрыска топлива.
Далее соединяем деталь с АКБ: один контакт с батареей, другой с массой, реле насоса соединяем с плюсом аккумулятора. Затем включаем зажигание, ДВС должен отработать полный цикл. После отключения определяем объем в мерной емкости. Полученное значение не должно быть больше либо меньше допустимого. После этого вытираем элемент, ждем 2-3 минуты, чтобы исключить протечку. Если все в порядке, устанавливаем деталь обратно.
4. Прослушивание форсунок
Некоторые автомобилисты пользуются следующим способом диагностики топливных форсунок — прослушивают механизм. Для этого применяется стетоскоп. Если слышны равномерные щелчки, значит, деталь в порядке. Однако, когда интервалы щелчков нарушены, есть посторонние звуки, требуется чистка или замена элемента.
5. Диагностика на рампе
Рампу снимаем, убираем жгуты проводов и минусовую клемму аккумулятора. Отдельно восстанавливаем схему, включаем зажигание. Под рампой располагаем мерные емкости. После того как в течение 10–15 секунд стартер будет прокручиваться, в емкостях накопится определенное количество топлива. Важно, чтобы в каждом стаканчике был одинаковый объем бензина. Если результат диагностики топливных форсунок будет другой, необходимо тестировать авто на специальном стенде.
В случае, когда тестирование показало, что форсунки работают нормально, при этом мотор троит, определяем давление в рампе. Скорее всего, полученный показатель будет ниже нормы.
6. Баланс форсунок
Чтобы выполнить диагностику топливных форсунок с помощью этого метода, потребуется установить на ноутбук специальную программу и подсоединить его к электронному блоку управления.
Затем отключаем бензонасос, выравниваем давление в системе. Важно, чтобы мотор поработал, прежде чем вы отключите его. Подсоединяем к топливной системе манометр, снова включаем насос. Поворачиваем зажигание, смотрим на показания манометра: допустимые значения 2,8–3 атмосфер.
В программе отключаем реле насоса, теперь давление может опуститься до 2,5 атмосфер. Затем в программе по очереди включаем форсунки, смотрим на показания манометра. Если все в порядке, сброс давления во всех элементах будет происходить равномерно.
Если же полученные показатели не соответствуют допустимым значениям, это указывает на то, что форсунка вышла из строя. После того как диагностика будет завершена, подсоединяем насос, заводим мотор и только тогда убираем манометр.
7. Диагностика топливных форсунок на стенде
Определяем, соответствуют ли механические характеристики форсунок норме: давление, объем топлива, которое проходит через деталь, форма и угол направления факела. Только на стенде можно получить 100 % точные результаты и понять, исправны ли элементы. Стенд можно соорудить самостоятельно, предварительно изучив все особенности такой установки.
На СТО диагностика выполняется также и по параметрам токсичности выхлопных газов, по лямбда-зонду. Однако такую работу сможет выполнить только профессионал, используя специальное оборудование. Автомеханик знает, как расшифровываются полученные значения.
Самостоятельная диагностика топливных форсунок дизельных двигателей
Диагностика и ремонт топливных форсунок могут потребоваться, потому что:
- износился элемент, срок эксплуатации форсунок Commin rail – 150 000 км;
- качество топлива низкое.
Как понять, что требуется диагностика топливных форсунок? Обратите внимание на следующие симптомы, которые появляются вне зависимости от марки авто:
- машина с трудом заводится;
- мотор сильно шумит и троит;
- авто плохо набирает скорость;
- расход бензина растет;
- выхлопные газы черного цвета;
- из глушителя слышатся хлопки.
Как сделать диагностику топливных форсунок и определить, что один из элементов забился? Для этого выполните следующие действия:
- На холостом ходу доведите обороты ДВС до того показателя, когда неисправность работы мотора будет слышна.
- По очереди отключите форсунки, ослабив накидную гайку в области, где крепится магистраль высокого давления
- Если отключить исправную форсунку, мотор станет работать по-другому. Если же элемент неисправный, ДВС будет функционировать без изменений.
У вас дизельный автомобиль? Для диагностики топливных форсунок нужно прощупать топливопровод, чтобы определить, есть ли толчки. Если результат положительный, значит, топливный насос высокого давления пытается нагнетать горючее под давлением, но из-за того, что форсунка забита, топливо не пропускается. Когда рабочая температура слишком высокая, это также указывает на неисправность штуцера.
3 простых метода диагностики топливных форсунок дизеля
1. Что делать, если форсунка стучит
Если форсунка стучит, не следует паниковать. Такое может произойти после установки нового элемента. Причина заключается в том, что механик перетянул соединение, в результате уплотнительная прокладка деформировалась и выступает из-под детали. Из-за этого, когда вы едете на машине, форсунка раскачивается в гнезде и стучит по корпусу ДВС.
Чтобы ликвидировать эту проблему, следует понять, какая из деталей издает стук:
- заводим двигатель;
- открываем капот;
- поочередно отключаем жгуты проводов от контактов форсунки;
- заметили, что после отключения питания форсунка перестала стучать, значит, причина в этом элементе;
- глушим двигатель, выкручиваем форсунку из гнезда;
- устанавливаем другую прокладку на место посадки, осторожно вкручиваем форсунку.
2. Если не поступает топливо
Форсунки будут работать неправильно, если отсутствует горючее. Проблема заключается не в конструкции этого элемента, а в том, что:
- шланги подачи дизельного горючего забиты;
- топливо протекает;
- насос неисправен;
- фильтр загрязнился.
Когда горючее не поступает на форсунку, следует продиагностировать все детали топливной системы. Возможно, отсоединились контакты от разъемов питания. Чтобы устранить поломку, подсоедините провода к форсункам.
3. Если форсунка на дизеле течет
В некоторых случаях во время работы ДВС форсунка начинает течь: из-под нее просачивается горючее. После осмотра вы сразу обнаружите эту проблему, поскольку двигатель будет в подтеках.
Течь образуется по множеству причин, чаще всего из-за того, что элемент плохо затянут либо прокладка пришла в негодность. Как отремонтировать механизм:
- Выкручиваем элемент из гнезда.
- Тряпочкой протираем форсунку, область ее вкручивания в ГБЦ.
- Натираем деталь и область посадки мелом. Заметили, что он стал темным, значит, придется очистить форсунку ацетоном, затем протереть насухо.
- Устанавливаем деталь в гнездо, не забываем заменить резиновый уплотнитель.
- Заводим ДВС, смотрим, появится ли течь.
- Если наблюдается протечка, придется установить новое медное кольцо.
- Важно вкрутить форсунку до упора, но не перетянуть, иначе медный уплотнитель выйдет из строя.
Диагностика топливных форсунок дизельного двигателя при серьезных неисправностях
1. Проверка дизельных форсунок на перелив (слив в обратку)
Когда дизельные форсунки изнашиваются, горючее начинает проникать обратно в систему. В результате насос перестает нагнетать требуемое давление. Все это приводит к тому, что пуск ДВС происходит с трудом, так же как и его работа.
Для диагностики топливных форсунок в аптеке возьмите шприц (20 мл), а также капельницы. Чтобы подсоединить их, потребуется трубочка длиной 45 см. Действуйте следующим образом, чтобы понять, какая из форсунок скидывает в обратку больше горючего, чем нужно:
- Достаем из шприца поршень.
- Запускаем ДВС. Используя капельницы, подключаем шприц к обратке форсунки, для этого вставляем трубочку в горлышко шприца.
- Держим шприц 2-3 минуты, в него должно набраться горючее (если это вообще будет происходить).
- Выполняем данную манипуляцию для каждой форсунки поочередно (или делаем систему капельниц для всех элементов).
Анализируем, какой объем горючего накопился в шприце:
- В шприце вообще нет топлива, это указывает на то, что форсунка функционирует правильно.
- В шприце набралось 2–4 мл топлива — такой результат считается нормальным.
- В шприце более 10–15 мл горючего, значит, форсунка неисправна, следует установить новую либо выполнить ремонт старого элемента. Когда в шприце более 20 мл, восстановить форсунку не получится, так как износилось седло клапана форсунки и она не держит давление горючего.
Самостоятельная диагностика топливных форсунок без использования гидрростенда и тест-плана не даст точный результат. Дело в том, что, когда ДВС заведен, объем сбрасываемого горючего зависит от множества факторов. Возможно, форсунка забилась, ее необходимо прочистить. Элемент может «подвисать», тогда его следует отремонтировать или установить новый. Поэтому, выполнив такое тестирование своими силами, вы сможете только понять, какова пропускная способность форсунок.
Когда объем пропускаемого горючего одинаковый — до 4 мл за 2 минуты, значит, форсунки исправны. Допустимое значение горючего, которое может подаваться в обратку, следует узнать в руководстве по эксплуатации вашего авто.
Как продлить срок работы форсунок? Для этого используйте только высококачественное горючее. Оно влияет на функционирование всей системы. Также следует устанавливать оригинальные топливные фильтры, регулярно производить их замену.
2. Проверка форсунок с помощью специальных приборов
Чтобы получить точные результаты после диагностики топливных форсунок, применяется максиметр. Он представляет собой образцовую форсунку с пружиной и шкалой. Используя этот прибор, получится выставить давление начала впрыска дизельного горючего.
Как еще можно проверить форсунки? Воспользуйтесь контрольной образцовой рабочей форсункой. Сравните с ней установленные в моторе элементы. Тестирование проводится, когда ДВС запущен. Последовательность действий следующая:
- Снимаем форсунки, а также топливопровод с мотора.
- На свободный штуцер топливного насоса высокого давления устанавливаем тройник.
- Ослабляем накидные гайки на остальных штуцерах ТНВД, чтобы горючее поступало на одну форсунку.
- Подключаем к тройнику контрольную, а также тестируемую форсунки.
- Включаем декомпрессорный механизм.
- Вращаем коленвал.
Если все в порядке, результаты впрыска горючего контрольной и тестируемой форсунок будут идентичными. Заметили отклонения? Тогда придется отрегулировать форсунку.
Для выполнения такой диагностики топливных форсунок потребуется больше времени, чем в случае, когда применяется максиметр. Но полученные результаты будут более точными. Кроме того протестировать функционирование мотора и форсунок и ТНВД можно на регулировочном стенде. Для этого придется обратиться в автосервис.
Отзывы автовладельцев о диагностике топливных форсунок
- Своевременная профилактика лучше поздней диагностики
«Горючее содержит в своем составе парафин. Причем в дизельном топливе его больше, чем в бензине. Кроме того, добавлены множество присадок. 92-й и 95-й бензин делают, смешивая вещества, полученные после переработки природной нефти. Если вы хотите отъездить на авто 300 000 км и сохранить ДВС в идеальном состоянии, просто регулярно чистите форсунки, чтобы исключить появление проблем. Никогда нельзя быть уверенным, что используемое топливо высокого качества, кроме того, в зависимости от региона в горючее добавляют свои присадки».
- Сложности при диагностике форсунок тестером
«Чтобы определить производительность форсунки, к ней подключают тестер, используют секундомер и манометр.
Когда распыл форсунок плохой, при этом производительность одинаковая, топливо горит медленнее, КПД мотора снижается, но кислород в норме.
В итоге расход топлива повышается. Эту проблему можно заметить, когда ДВС холодный либо испытывает повышенные нагрузки».
- Сложный случай
«Загрязнение форсунок может быть очень сильным. И не всегда получится очистить элементы. Недавно в автосервис приехал владелец LADA 2114. Говорит, что залил некачественное топливо. После этого мотор начал троить. Продиагностировали, сделали контрольную замену модуля зажигания, так как были пропуски на втором и третьем цилиндрах. Цена работы 500 рублей.
Ничего не изменилось. Заменили фильтр бензонасоса (450 и 50 рублей), сетка была забита коричневой «глиной». Установили топливный фильтр (200 и 170 рублей), из фильтра с приемной стороны сочилось коричневое топливо. Сняли и установили рампы, а также форсунки (800 рублей). В форсунках второго и третьего цилиндра такая же коричневая «глина» была, очистили бензином. Владелец авто решил, что после такого форсунки полностью чистые и можно все собирать обратно. Выполнили сборку.
Прошло два дня, снова приезжает эта машина с той же проблемой. Опять снимаем и устанавливаем рампы (800 рублей), заменяем форсунки — 2000 рублей. Теперь авто исправно, хозяин доволен.
Считаю, что очищать форсунки ультразвуком можно, только когда сопла в них засорились из-за нагара, если пробег авто достаточно большой. Но в случае с серьезными загрязнениями поможет только замена элементов».