Диагностика рулевого управления автомобиля: почему без нее никак
Вопросы, рассмотренные в материале:
- 3 способа самостоятельной проверки рулевого управления
- 2 типа диагностики рулевого управления на СТО
- Оборудование для диагностики рулевого управления
- Порядок диагностики рулевого управления автомобиля
- Основные неисправности рулевого управления
- Мнение автолюбителей насчет комплексной диагностики рулевого управления
Опытные автомобилисты прекрасно понимают, зачем нужна диагностика рулевого управления. Дело в том, что механизмы со временем изнашиваются, и данной системы это тоже касается. В результате она начинает работать со сбоями.
И если с обследованием некоторых не столь важных автомобильных узлов можно повременить, то при наличии малейших подозрений на некорректную работу системы рулевого управления действовать нужно незамедлительно. Ведь от этого зависит безопасность движения.
3 способа самостоятельной проверки рулевого управления
Эти методы больше применимы в случае приобретения подержанных машин. Однако никто не мешает пользоваться ими для поиска неисправностей автомобиля и в других случаях. Главное поставить для себя цель и постараться посмотреть на личное авто как бы со стороны, свежим взглядом.
1. Диагностика системы рулевого управления по звуку
Предполагает поездку на машине по ровному асфальту и грунтовой дороге. Никаких лишних звуков в салоне, отключить музыку, окна должны быть закрыты. Тщательно прислушиваться ко всем шумам, издаваемым автомобилем. Всевозможные хрусты, поскрипывания, стуки, шум и лязг – явный сигнал о неполадках в автомобиле.
Если рулевой механизм расшатан:
- Стук рейки хорошо слышен в салоне – при плохом качестве дорог быстро срабатываются и расшатываются комплектующие подвески.
- Посторонний звук во время поворота колес – при первых таких признаках уважающий себя автовладелец сразу же ремонтирует рулевую систему, так как эксплуатация автомобиля с подобными дефектами небезопасна. Если же шум при повороте обнаруживается во время предпродажного осмотра машины, это серьезный аргумент в пользу недоверия к прошлому хозяину.
- Шум от насоса гидроусилителя, если таковым оснащен автомобиль, свидетельствует о необходимости его замены.
Поездка по ровной дороге не всегда проявляет посторонние звуки в автомобиле. Тогда нужно проехать препятствия – отлично подойдут «лежачие полицейские» или просто дорога без асфальта. Просто повторить тест в таких условиях, прислушиваясь к шуму.
2. Диагностика рулевого управления во время движения
Подразумевает наличие некого шестого чувства, то есть способности ощущать и понимать неполадки. Нужно занять место в водительском кресле и повращать рулевое колесо в обе стороны. О скорой поломке рулевой системы свидетельствуют следующие признаки:
- тяжелое вращение руля – признак сбитых углов установки колес. При этом руль стоит неровно;
- слишком легкое вращение руля. Этот момент нецелесообразно проверять на скользком дорожном покрытии, так как в таких условиях легко дается поворот даже исправного рулевого колеса;
- заедание или люфт руля – признак изношенности шарниров наконечника рулевой тяги или подшипника вала рулевого механизма;
- вибрация во время поворота, – вероятно, нужно обратить внимание на подшипник вала рулевой колонки.
Следует знать и учитывать, что усилитель рулевого управления при наличии ведет себя по-разному в зависимости от скорости автомобиля. Скорость растет – снижается усилие поворота руля, падает скорость – оно возрастает. При движении по ровной прямой трассе машину не должно уводить в сторону. Если же такое случается, налицо явный дефект рулевой рейки.
3. Визуальный осмотр
Допустим, не обнаружено явных дефектов рулевой во время движения, таких как люфты и стуки, шум. Если машина хорошо держит дорогу, рулевой механизм и подвеска работают в штатном режиме, тогда нецелесообразно самостоятельно осматривать болты, шарниры и наконечники. Вероятнее всего, данные узлы в исправном состоянии. Но если осмотр вызывал некоторые подозрения, тогда стоит обследовать проблемный узел с ямы или на эстакаде.
Обратить внимание на следующее:
- наличие или отсутствие масляных подтеков на рулевой рейке и насосе гидроусилителя. В случае обнаружения следов масла нужно проверить герметичность данных узлов;
- зазоры шарниров рулевых тяг; обязательно уделить внимание этому моменту, так как часто встречается ослабление крепежа;
- надежность затяжки гаек шарниров;
- отсутствие видимых механических дефектов.
При диагностике неисправностей рулевого управления надо обратить внимание не только на посторонний шум, стук и склонность терять направление движения, но также осмотреть колеса. В первую очередь оценить равномерность износа протектора всех покрышек, наличие балансировки, проверить давление в шинах (должно соответствовать требованиям завода). Данные дефекты могут быть как следствием неполадок в рулевом механизме, так и признаком изменения геометрии кузова, неисправности подвески, нарушенным сходом-развалом и других неисправностей. Совершенно однозначно, что игнорировать такие дефекты нельзя!
2 типа диагностики рулевого управления на СТО
Применяется два типа диагностики рулевого управления – узконаправленная и комплексная. Комплексная используется, если автомобиль не ездил длительное время. Тогда обязательной проверке подвергаются детали и узлы рулевого механизма для определения степени их работоспособности. Дело в том, что простой плохо сказывается на состоянии комплектующих – они закисают, подвергаются коррозии, а масло без движения изменяет свои рабочие параметры из-за воздействия температуры.
При частой езде по плохим дорогам с ухабами и неровностями, с грунтовым покрытием нужна комплексная диагностика технического состояния рулевого управления. Первым делом повреждаются детали подвески и рулевого механизма. После эксплуатации авто в таких условиях расшатываются рулевые наконечники и тяги, появляется люфт в штоке рейки, на валах колонки и распределителя, наблюдаются подтеки масла, гудение насоса, прерывистое, с провалами, либо затрудненное вращение руля.
Кроме того комплексная диагностика нужна, если в ГУР залито старое и загрязненное масло. Безусловно, недопустимо так запускать автомобиль.
Если факт эксплуатации просроченного масла имел место, будьте готовы вскоре к полной диагностике, разборке и чистке всей системы рулевого управления.
Старое масло накапливает мелкие частицы металла, образующиеся в процессе износа комплектующих. Эти примеси очень опасны для насоса гидроусилителя, могут негативно сказаться на работе рулевой рейки, закупорить шланги и трубки.
Не обойтись без комплексной диагностики при покупке машины с рук. В данном случае актуальна проверка не только рулевой, но всех систем автомобиля. Ведь точно не известно, сколь хорошо предыдущий хозяин следил за автомобилем и какое состояние у транспортного средства в настоящее время.
Комплексный осмотр поможет выявить причину неисправности, если персонал СТО затрудняется это сделать. Вряд ли на профессиональных или специализированных сервисах вообще возможна подобная проблема. Но случается, что самые опытные сотрудники не в силах быстро найти источник неполадок в автомобиле, именно тогда и прибегают к диагностике всех механизмов и узлов рулевого управления с гидроусилителем.
Узконаправленное обследование используется в тех случаях, когда удалось обнаружить поломку при первом осмотре. В этом случае неисправный узел демонтируют с авто и исследуют при помощи стендов для проверки рулевых механизмов или специальных инструментов, чтобы точно локализовать неполадку и определить ее причину.
Оборудование для диагностики рулевого управления
Рулевая система диагностируется на специальном оборудовании, способном точно определить источники проблем и последствия неполадок. Такое оборудование в основном приобретается и эксплуатируется на специализированных сервисах, занимающихся именно рулевыми механизмами. Ниже приведем перечень оборудования, используемого для дефектовки рулевого управления легковых машин:
- неподвижные стенды для проверки гидронасосов и рулевых реек в демонтированном виде;
- мобильные стенды, позволяющие промывать компоненты ГУР и проводить диагностику механизма;
- подвижные установки для дефектовки рулевых реек с гидроусилением непосредственно на машине;
- переносные тестеры, позволяющие проверять систему рулевого управления на авто;
- контроллеры компонентов и деталей электрических усилителей рулевых колонок, реек и электродвигателей автомобильных насосов после демонтажа.
Станции техобслуживания, оснащенные парком высококачественной и точной диагностической аппаратуры, пользуются повышенным спросом у автовладельцев. Ведь оборудование для диагностики и ремонта рулевого управления позволяет оперативно оказывать услуги, также повышается срок работы и безотказность починенных узлов.
Чаще всего в результате диагностики рулевой системы автовладелец получает вердикт о необходимости неотложного ремонта. Содержание будущих работ всецело обусловлено неисправностями, которые были выявлены. Часто мастером СТО находятся очень изношенные детали, и он закономерно задается вопросом, как они могли до сих пор выполнять свою функцию. В такой ситуации для возврата узла в исправный вид заменяют критически изношенные комплектующие на совместимые.
Если в результате проверки обнаружены лишь небольшие неисправности, например мелкие деформации и трещины, допустимо прибегнуть к косметическому ремонту. Соответственно, и стоить такая работа будет немного. Но чаще всего так легко отделаться могут только те автовладельцы, которые отдали машину для диагностики оперативно после обнаружения неполадок. Иначе вряд ли можно исправить проблему только косметическим ремонтом за небольшие деньги.
Для устранения неисправности в большинстве случаев необходимо снять рулевое колесо. Диагностика рулевого управления считается легкой по сравнению с аналогичными операциями для других узлов. А вот ремонт этой системы требует от исполнителя не только опыта, но и высокой квалификации и даже особого чутья. Кроме того, исправление неполадок подразумевает более широкий парк оборудования, чем необходимо для диагностики.
Лучше всего, чтобы диагностика и ремонт рулевого управления проводились на одной и той же СТО специалистами, тесно взаимодействующими друг с другом. Именно таков рецепт качественного сервиса, позволяющего забыть о проблеме на много лет. По этой причине не рекомендуется в погоне за экономией отдавать автомобиль в разные места для диагностики и ремонта. Сэкономить удастся небольшую сумму, а вот результат будет далеко не таким качественным, как хотелось бы.
Порядок диагностики рулевого управления автомобиля
При диагностике рулевого механизма сначала проводят первичную проверку. Специалист оценивает ход руля, слушает звуки работы рейки и ГУР, проверяет масло, оценивает износ ремня ГРМ, наконечников, тяг и пыльников. По результатам первичной проверки выбирают один из трех вариантов дальнейших шагов:
- При неисправности узла его демонтируют и продолжают работу на стенде для диагностики и ремонта рулевого управления. Затем снова подвергают стендовым испытаниям, чтобы убедиться в устранении проблемы. После чего возвращают на штатное место и проверяют работу всей системы в сборе.
- Если неисправен только один элемент, к примеру наконечник либо тяга, ремень ГРМ, то просто происходит замена детали. Затем проверяют работу рулевого механизма с новыми комплектующими.
- Если не удалось выяснить первопричину неисправности при первой проверке, прибегают к комплексной диагностике системы целиком.
Основные неисправности рулевого управления
Рулевое управление часто всего подвержено таким неполадкам:
1. Слишком большой холостой ход.
Главные причины:
- крепеж рулевого механизма, гайки шаровых пальцев рулевых тяг недостаточно хорошо затянуты;
- большой зазор в ступичных подшипниках передних колес, шаровых шарнирах, в червячной паре, между втулками и осью маятникового рычага, между гайкой и упором рейки, в червячных подшипниках;
- разболтанное соединение на заклепках.
2. Затруднен поворот руля.
Частые виновники:
- нарушение геометрии составляющих рулевого механизма;
- некорректные углы установки передних колес;
- неправильный зазор в зацеплении червяка с роликом;
- перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага (касается червячных рулевых механизмов);
- мало воздуха в передних покрышках;
- количество смазки в корпусе рулевого механизма ниже минимума;
- изношены составляющие шаровых шарниров, упор рейки или опорной втулки, подшипник верхней опоры стойки, комплектующие телескопической стойки.
3. Стук или шум при работе рулевого управления.
Основные причины:
- большие зазоры в подшипниках передних колес, между втулками и осью маятникового рычага, в червячной паре или в подшипниках червяка (если в конструкции руля применяется червяк), между гайкой и упором рейки, в шаровых шарнирах рулевых тяг;
- незатянутая гайка шаровых пальцев рулевых тяг или болтов, удерживающих механизм руля, болта фиксации нижнего фланца подвижной муфты на валу шестерни (если механизм реечный);
- ослаблен крепеж настроечной гайки оси маятникового рычага.
4. Самопроизвольные колебания передних колес в угловой плоскости.
Распространенные причины:
- плохая затяжка болтов, удерживающих рулевой механизм или кронштейн маятникового рычага, гаек шаровых пальцев на рулевых тягах;
- изменение зазора в паре зацепления червяка и ролика.
5. Потеря устойчивости машины.
Основные причины:
- сбиты углы установки передних колес;
- велики зазоры в шарнирах рулевых тяг, ступичных подшипниках, не затянуты гайки пальцев рулевых тяг, увеличился зазор в зацеплении червяка и ролика (в случае наличия червячной пары);
- искажение геометрии рычагов подвески или поворотных кулаков.
6. Подтеки масла из корпуса.
Вероятные причины:
- выработка сальников червяка или вала рулевой сошки (для системы с червячной парой);
- негерметично затянуты болты, удерживающие крышку картера механизма руля;
- разрушение уплотнительной прокладки.
Неполадки рулевой системы с гидроусилителем схожи по характеру с поломками обычного рулевого механизма, но из-за присутствия дополнительных узлов появляются неисправности, присущие гидравлическим приводам:
- тугое вращение руля, вызванное слабой натяжкой ремня привода насоса усилителя, недостатком жидкости в расширительном бачке ГУР, выходом из строя клапана или самого насоса;
- большой люфт, обусловленный выработкой промежуточного или главного вала колонки, дефектом или плохой регулировкой механизмов руля;
- громкий шум во время управления автомобилем, связанный с неполадками в насосе или сбитыми регулировками рулевого механизма.
Мнение автолюбителей насчет комплексной диагностики рулевого управления
- Временами необходимо
«Такие вопросы откровенно удивляют. Если нет ощущения неправильной работы, то и в диагностике нет нужды. Если же чувствуется, что есть проблемы, нужно обращаться в сервис. А там перед ремонтом обязательно займутся диагностикой рулевого управления. Если будет нужно, то и комплексную сделают. В некоторых ситуациях это единственный вариант».
- Тщательно выбирать СТО
«Отдавать машину на комплексную диагностику системы рулевого управления нужно исключительно в проверенную СТО. Или же в такой сервис, который порекомендовали хорошие друзья. В одной фирме мне сообщили о необходимости замены рулевой рейки. Но я решил подумать и за это время обратился к другому специалисту. С его помощью выяснилось, что неисправен только датчик».
- Необходимо понимать устройство автомобилей
«Для меня это впустую выброшенные деньги. С большой долей вероятности водитель почувствует, что с рулевой что-то не так. Нужно лишь иметь знания об устройстве машин. Если руки растут откуда надо, самостоятельный ремонт будет несложным. Можно также прибегнуть к помощи компетентного помощника».
- Незачем заморачиваться
«Наши реалии таковы, что очень мало осталось спецов, способных по работе машины найти и локализовать неполадки. А вот СТО оснащены кучей стендов для диагностики рулевого управления. В хорошем сервисе ремонт проведут добротно и оперативно. Поэтому незачем обращаться к доморощенным мастерам».
- В некоторых случаях без полной диагностики не обойтись
«Почему полная диагностика только рулевой системы? Иногда нужно обследовать весь автомобиль. Весьма актуально при покупке подержанной машины. В противном случае можно нарваться на кота в мешке. А кот, в отличие от авто, для езды не предназначен».