/ Диагностика АКПП
СтатьиСтатья расскажет вам о том, как устроена АКПП и какие неисправности выявляет ее диагностика
Лого https://rad-star.ru/
Диагностика АКПП: для предупреждения серьезной поломки автомобиля

Диагностика АКПП: для предупреждения серьезной поломки автомобиля

Диагностика АКПП: для предупреждения серьезной поломки автомобиля
16.10.2019
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как устроена АКПП
  • Какие неисправности диагностируют у АКПП
  • Как диагностировать АКПП
  • Каковы особенности компьютерной диагностики АКПП

 

Сложность диагностирования неисправностей АКПП заключается в том, что один и тот же симптом может свидетельствовать как о ненадежном контакте в электроцепи, так и о поломке, которую можно выявить, только полностью разобрав коробку передач. Для правильного определения и устранения проблемы необходимо знать, как устроена трансмиссия и из-за чего она чаще всего выходит из строя. В этой статье поговорим о том, что представляет собой диагностика АКПП.

Как работает АКПП

Лучше понять принцип функционирования автоматической трансмиссии поможет условное разделение ее на три части – гидравлическую, электронную и механическую. С помощью первой передается крутящий момент двигателя к механической части, отвечающей за переключение передач. Электронную же можно назвать мозговым центром всей АКПП, она обеспечивает переключение режимов и обратную связь с автомобильными системами.

Задача трансмиссии заключается в таком преобразовании мощности и крутящего момента двигателя, которое создаст условия, необходимые для движения автомобиля. Основная часть работы АКПП приходится на гидротрансформатор (в простонародье «бублик») и планетарные передачи.

Как работает АКПП

Гидротрансформатор, ориентируясь на частоту вращения колес и нагрузку, автоматически меняет крутящий момент, играя роль сцепления (наподобие того, что присутствует в механической коробке). Конструктивно гидротрансформатор представлен парой лопастных машин – центростремительной турбиной и центробежным насосом с расположенным между ними направляющим аппаратом-реактором.

Турбина и насос располагаются на максимально близком расстоянии друг к другу, а благодаря форме их колес обеспечивается непрерывная циркуляция рабочих жидкостей. Такое решение позволяет создавать гидротрансформаторы с минимальными габаритными размерами, а также минимизировать потери энергии в процессе перемещения жидкостей от насоса к турбине. Коленвал двигателя связан с колесом насоса, а вал трансмиссии – с турбиной. Из-за отсутствия жесткой связи между ведущими и ведомыми частями АКПП рабочие жидкости передают энергию от двигателя к КПП, которая с лопаток насоса сбрасывается на турбинные лопасти.

Функционирование гидромуфты основано на аналогичном принципе – она передает крутящий момент двигателя, не влияя на его величину. Для изменения крутящего момента в конструкции гидравлического трансформатора присутствует реактор, представляющий собой колесо с лопатками. Разница заключается в том, что оно жестко крепится к корпусу и не вращается до достижения определенного момента.

Реактор располагается на пути, по которому масло двигается от турбины к насосу. Лопатки реактора отличаются особой формой, межлопаточные каналы понемногу сужаются. Это приводит к постепенному увеличению скорости перетекания рабочих жидкостей по каналам направляющего аппарата. Жидкость, попадающая из реактора на насосное колесо, ускоряет его вращение.

Итак, прежде чем приступать к диагностике и ремонту АКПП, необходимо разобраться, что входит в ее конструкцию. Она состоит из:

  1. Гидротрансформатора, схожего по принципу действия со сцеплением в автомобиле с МКПП, но не требующего активного воздействия водителя.
  2. Планетарного ряда – аналога блока шестерен в механической трансмиссии, изменяющего передаточное отношение в коробке при переключении передач.
  3. Тормозной ленты, заднего и переднего фрикционов, непосредственно переключающих передачи.
  4. Устройства управления – узла с шестеренчатым насосом, клапанной коробкой и маслосборником. Клапанная плита (гидроблок) состоит из системы каналов, в которую входят клапаны (соленоиды) и плунжеры, задача которых заключается в контроле и управлении, преобразовании нагрузки двигателя, степени нажатия на педаль газа и скорости движения автомобиля в гидравлические сигналы. Эти сигналы путем последовательного включения и выключения фрикционных блоков автоматически изменяют величину передаточных чисел.

Назначение гидротрансформатора (torque converter), играющего роль сцепления, заключается в передаче крутящего момента двигателя к элементам трансмиссии. Он находится в специальном кожухе и размещается между АГПП и силовым агрегатом. Из-за высокой скорости вращения гидротрансформатор подвергается серьезным нагрузкам, справляться с которыми помогает рабочая жидкость. В процессе поглощения и сглаживания вибраций двигателя и передачи крутящего момента устройство приводит в действие находящийся в АКПП масляный насос.

Масляный насос, наполняя трансмиссионной жидкостью гидротрансформатор, создает таким образом требуемое давление в системе контроля и управления. В связи с этим ошибочно считать, что можно завести автомобиль с автоматической КПП, принудительно разогнав его. Энергия передается шестеренчатому насосу исключительно от двигателя. Если силовой агрегат не работает, то давление в систему контроля и управления не нагнетается, при этом положение рычага переключения передач не имеет значения. Таком образом, вращающийся карданный вал не приведет к принудительной работе коробки и запуску двигателя.

Планетарный ряд

Планетарный ряд присутствует в автоматических трансмиссиях, в МКПП шестеренки и параллельные валы сцепляются между собой.

Рассмотрим составные части фрикциона. Поршень (piston), приводимый в движение за счет давления масла, с помощью конического диска (dished plate) плотно прижимает ведущие и ведомые диски друг к другу. За счет вращения дисков крутящий момент передается от барабана к втулке. В корпусе трансмиссии расположено несколько планетарных механизмов, за счет которых обеспечиваются требуемые передаточные отношения.

Крутящий момент от двигателя к колесам передается при помощи планетарных механизмов. В этом процессе непосредственно задействованы фрикционные диски, дифференциалы и др. Трансмиссионная жидкость управляет названными элементами за счет системы контроля и управления.

Тормозная лента предназначена для блокировки деталей планетарного ряда.

Гидроблок является самым сложным элементом трансмиссии. Ремонт «мозгов» коробки обойдется автовладельцу в круглую сумму.

Признаки и причины неисправностей АКПП

Диагностика АКПП автомобиля требуется при появлении признаков неисправности трансмиссии, которые отличаются большим разнообразием (примеры приведены в размещенной далее таблице). В процессе эксплуатации транспортного средства коробка переключения передач подвергается серьезным нагрузкам, что может стать причиной выхода ее из строя. Несмотря на то, что большая часть производителей стремится к максимальному увеличению сроков эксплуатации всех составных частей коробки, она продолжает оставаться уязвимой. Чаще всего можно столкнуться с таким симптомом неисправностей АКПП, как толчки и рывки при езде.

Как только вы заметите проблемы в процессе эксплуатации автомобиля, не затягивайте с обращением к специалистам, в противном случае после диагностики АКПП может оказаться, что ремонт требуется уже более дорогостоящий. Кроме того, авто с неисправной автоматической коробкой могут стать причиной серьезных ДТП. Стоит запомнить, что вождение машины, у которого возникли проблемы с трансмиссией, опасно для жизни и водителя, и других участников дорожного движения.

Большая часть современных транспортных средств укомплектовано специальными датчиками и регуляторами, сообщающими, что:

  • трансмиссионная жидкость имеет низкий уровень;
  • изменение режимов происходит с нарушениями;
  • автоматическая коробка нагревается до очень высокой температуры;
  • рабочая смазка обладает слабым давлением.

Но большинство неисправностей трансмиссии невозможно определить на глаз, требуется диагностика АКПП, проводимая при помощи компьютера, а в ряде случае не обойтись и без разборки коробки (если причина проблем не была определена в процессе компьютерной диагностики).

Признаки и причины неисправностей АКПП

Выделим основные причины неисправностей, выявляемых при диагностике АКПП:

  • Чаще всего проблемы с трансмиссией вызваны протечкой масла. Это может случиться из-за износа резиновых уплотнителей. Диагностику неисправности можно выполнить и самостоятельно путем осмотра автомобиля, поднятого на эстакаду или поставленного на яму. При обнаружении потеков смазки необходимо как можно скорее обратиться в сервис, так как ремонт в данном случае будет минимальным – он заключается в замене масла и уплотнителя. В принципе, проведение регулярного визуального осмотра автомобиля способно своевременно выявить и устранить множество проблем, сократив тем самым расходы на серьезный ремонт транспортного средства.
  • В автомобилях с трансмиссией старого образца, в которой соединение селектора и трансмиссии выполнено механическим способом, причиной проблем с коробкой может стать неисправность рычажной кулисы. При поломке этого элемента переключение передач в абсолютном большинстве случаев становится невозможным. Из плюсов этой неисправности можно отметить простоту решения проблемы. Ситуация исправляется заменой рычага и кулис, которые стоят относительно недорого. Такой дефект имеет характерный симптом – изменение положения рычага АКПП затруднено или и невозможно. В последнем случае переключить передачу не удастся.
  • В ряде случаев неисправности АКПП связаны со сбоями в работе управляющего блока. К примеру, он выбирает неверные обороты для переключения передач на повышенную или пониженную, порой возможна полная блокировка работы. Эта проблема в большинстве случаев требует замены неисправного элемента новым. Меняются также и прилегающие шлейфы.
  • Весьма распространенной причиной неисправности, выявляемой в результате диагностики АКПП, является выход из строя гидравлического блока. Причин его поломки достаточно много, одна из них заключается в неграмотной эксплуатации трансмиссии. Езда на непрогретом автомобиле при низкой температуре значительно сокращает срок службы гидравлического блока АКПП. Неисправность можно распознать по ударам, толчкам, вибрациям; в ряде случае возможны проблемы с запуском автомобиля. Диагностика АКПП для большей части современных автомобилей, оснащенных бортовыми компьютерами, не понадобится – система сама сообщит о том, что возникла проблема.
  • Заметив при езде странный шелест, вибрации, стук, ухудшение динамических качеств, можно говорить с высокой долей вероятности о неисправности гидравлического трансформатора. Меняя рабочую жидкость, в этом случае можно обнаружить в поддоне некоторое количество стальной стружки.

Самые распространенные неполадки, выявляемые в ходе диагностики АКПП, приведены в таблице ниже (в ней отсутствуют редко встречающиеся ситуации):

Признаки неполадки

Причины

Автомобиль начинает буксовать и перестает выполнять движение вперед

Может быть вызвано изношенностью фрикционных дисков, манжет поршневой муфты, колец муфты; вероятно также возникновение неполадок с клапаном гидравлического блока

Трансмиссия не переключается на заднюю, третью и четвертую передачи

Вызвано изношенностью фрикционного диска, поршневого манжета, масляного уплотнителя муфтового кольца

При переключении передач чувствуется сильный толчок, однако нет движения ни в какую сторону

Может быть вызвано выходом из строя гидравлического трансформатора, а также отсутствием смазки в системе (по причине поломки масляного фильтра)

Автомобиль передвигается исключительно на третьей передаче

Причин неисправности может быть несколько: изношенность фрикционных дисков, муфт, манжет поршня, колец муфты; в редких случаях – заедание клапана гидравлического блока

При переключении на заднюю передачу движение невозможно

Основная причина заключается в износе тормозной ленты (или манжеты ее поршня) либо деформации штока поршня

При переключении передач в непрогретом автомобиле происходят толчки

Вероятнее всего, неисправность касается соленоидов или гидравлического блока

Движение автомобиля назад и вперед невозможно, переключение рычага с положения «P» в положение «N» сопровождается толчком

Может быть вызвано различными причинами: неисправностью гидравлического трансформатора, изношенностью манжет поршней пакетов, недостатком рабочей жидкости, неисправностью ведущей шестерни масляного насоса, проблемами с соленоидом, изношенностью масляных уплотнителей муфтового кольца, загрязнением фильтрационной сетки

Гудение и вибрация автомобиля (чаще при высоких больших оборотах)

Вызвано износом подшипников

Трансмиссию можно переключить только на заднюю, первую и вторую передачи

Может быть вызвано загрязнением клапана в гидравлическом блоке либо в соленоиде

Движение автомобиля возможно при переключении селектора в положение «N»

Вызвано проблемами с регулировкой троса или рычага, заеданием поршня одной из муфт, сваркой фрикционных дисков с иными частями системы

Самостоятельное переключение передач при высокой скорости

Может быть вызвано неправильной регулировкой тросика дроссельного клапана (либо полным выходом его из строя), засором в фильтрационной системе

Диагностика АКПП

Сделать диагностику АКПП аналогично проверке механической трансмиссии несколько некорректно. Чаще всего отсутствие шума, скрежета, стука, скрипа и вибрации механической коробки, плавное и четкое переключение передач свидетельствует о том, что МКПП находится в исправном состоянии, а сцепление функционирует должным образом.

Что касается гидромеханической АКПП, то здесь требуется более тщательная диагностика. Более или менее нормальное функционирование коробки не может гарантировать, что через пару сотен километров трансмиссия не выйдет из строя.

В большинстве случаев о неисправности коробки будет свидетельствовать загоревшаяся на приборной панели надпись «AT», которую можно назвать своеобразным «чеком» АКПП (аналогично «чеку» двигателя). Можно столкнуться с недобросовестными продавцами подержанных авто, которые сбрасывают информацию об ошибках, а порой и вовсе выводят индикатор из строя.

Диагностика АКПП должна начинаться с проверки масла – смазочной жидкости, способной многое поведать как о самом владельце транспортного средства, так и о состоянии трансмиссии, и корректности обслуживания коробки.

Отдельного внимания заслуживает уровень масла АКПП (для диагностики авто необходимо поставить на ровную поверхность, прогреть коробку, перевести селектор в положение «N», на некоторых моделях – в положение «P»). Уровень масла в этом случае должен быть между отметками «HOT» и «COLD».

Для диагностики состояния масла достаточно достать масляный щуп АКПП и посмотреть, какой цвет и запах имеет смазка, какова степень ее текучести и пр. Нормальное масло прозрачное, чистое и не имеющее запаха.

В этом случае можно сказать, что коробка обслуживалась недавно, в нее залито свежее масло, соответственно, с большой долей вероятности можно предположить, что фрикционы функционируют нормально, рабочая жидкость в трансмиссии не перегревается и пр. При пробеге масло может темнеть, но в любом случае оно не должно быть мутным и густым, в нем не должны присутствовать посторонние примеси.

Для обнаружения загрязнений и изменения характеристик масла, необходимо нанести несколько капель смазки на лист чистой бумаги. Масляное пятно не должно содержать стружки, примесей и пр.

В ряде случаев в мутном масле видна металлическая стружка, кроме того, можно почувствовать запах гари, что свидетельствует об износе коробки, а также о недостаточном внимании, которое уделял владелец автомобиля его обслуживанию. Если у авто имеется фаркоп, говорить об этом можно с большей долей вероятности, поскольку этим элементом комплектуют автомобили, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях.

Затем необходимо выполнить диагностику АКПП при движении автомобиля. Во-первых, требуется убедиться в отсутствии постороннего шума, стука, заметной вибрации. До поездки необходимо проверить, как трансмиссия работает «на холодную» и на «горячую», делается это путем надавливания на педаль тормоза в неподвижно стоящем авто.

Разумеется, переключение режимов должно быть корректным и быстрым. Задержки при переключении недопустимы. При холодной коробке возможен малозаметный толчок или незначительная вибрация при смене режимов «P» на «D» или «R». Это вариант нормы. В то же время при явно заметном ударе можно с большой долей вероятности говорить о необходимости выполнения тщательной диагностики автоматической коробки для выявления неисправностей (к примеру, вышедших из строя подушек АКПП и др.).

Затем наступает время диагностики АКПП в движении. При холодной коробке допустимы легкие толчки при переключении на повышенную или пониженную передачу (это нормально для первых километров пути). После того как КПП прогреется (через 10–15 км пути), толчков быть не должно.

Прогрев трансмиссию, остановите автомобиль для дальнейшей диагностики. При нормальной работе коробки толчки в момент переключения передач ощущаться практически не должны. При отсутствии нареканий в процессе проверки, можно вновь вернуться к диагностике в движении, используя все режимы КПП.

Диагностика АКПП

Для начала необходимо, выбрав ровный участок дороги, поместить рычаг АКПП в положение «D» или «R», а затем отпустить все педали. Автомобиль должен начать плавное движение вперед или назад в зависимости от положения селектора. После этого, поставив авто на подъем, нужно переключить рычаг в положение «D», отпустить педаль тормоза и не выжимать педаль газа. Машина при этом назад откатываться не должна.

Дальнейшая диагностика заключается в проверке при разгоне с места, как плавном, так и резком. В первом случае разгон должен быть плавным, рывки, провалы, задержки присутствовать при этом не должны. Переключение передач должно быть четким и своевременным (ориентироваться можно на тахометр).

Во втором случае, трансмиссия не должна препятствовать двигателю достигать высоких оборотов, то есть при первой и второй передачах стрелка тахометра может подниматься до красной зоны. Переключение с первой на вторую передачу в этом случае может сопровождаться заметным толчком. Для большинства авто, тем более с пробегом, это нормально.

Если, разогнав авто, отпустить педаль газа, передачи должны понижаться незаметно до первой скорости. При применении резкого торможения передачи должны быстро сброситься до первой, при этом рывки, удары и задержки ощущаться не должны.

Если проведенная диагностика АКПП не выявила неисправностей, пришло время исключения возможности пробуксовки трансмиссии. Ее не всегда можно заметить сразу, однако она свидетельствует о серьезных проблемах КПП.

Для диагностики нужно обратиться к показаниям тахометра. При пробуксовке АКПП некоторые элементы сцепления прокручиваются, но при этом не зацепляются. Это относится и к шестерням в коробке, то есть при выжимании акселератора двигатель набирает обороты, однако ускорения авто не происходит.

Признаком пробуксовки является «прыгающая» стрелка тахометра, когда обороты увеличиваются, но режимы трансмиссии своевременно не переключаются.

Пробуксовка АКПП не бросается в глаза сразу, но по мере прогрессирования, время задержек растет, переключение передач начинает сопровождаться ударами, коробка дергается в момент переключения.

Компьютерная диагностика АКПП

Если автомобиль укомплектован трансмиссией с электронным блоком управления (ЭБУ), то необходимо выполнить компьютерную диагностику АКПП.

Подобная проверка большинства автомобилей возможна только при использовании дилерских сканеров, предназначенных для конкретных марок авто. Эти приборы содержат допуски параметров датчиковой аппаратуры, которая участвует в работе трансмиссии. Сравнивая показания в реальном времени, можно с большей точностью диагностировать причину неисправности.

Значительная часть автосервисов в своей работе использует мультимарочные сканеры. Покупать их для самостоятельного использования не имеет смысла, поскольку стоят они достаточно дорого.

Самостоятельно провести диагностику АКПП можно, воспользовавшись специальным шнуром, позволяющим подключиться к разъему OBD II, и программным обеспечением, с помощью которого можно читать ЭБУ двигателя и АКПП на вашем авто. Например, для выполнения диагностики коробки на автомобиле, выпущенном VAG-Group, необходим адаптер VAG-COM KKL и ПО (лучше оригинальное, но можно и взломанное).

Цель компьютерной диагностики заключается в том, чтобы обнаружить коды неисправностей, сохраняющиеся в памяти ЭБУ при самодиагностике и выявлении некорректного функционирования тех или иных устройств. Найти расшифровку кодов будет не столь сложно.

Компьютерная диагностика АКПП

Если, введя запрос по конкретной модели автомобиля, вы не обнаружите искомую информацию, то можно выполнить поиск по модели АКПП. Нередки ситуации установки одних и тех же трансмиссий на авто разных концернов-производителей.

Однако ошибка может быть вызвана не механическим износом элементов КПП, а плохими контактами или окислами в разъемах электропроводки. А потому после компьютерной диагностики АКПП, прежде чем снимать и разбирать трансмиссию, стоит проверить состояние жгута проводки и разъемов. Пинки, задержки при переключении режимов, активация аварийного режима могут быть вызваны окислами или надломами проводов.

Провести самостоятельную диагностику проводов АКПП можно:

  • Визуально осмотрев их и проверив наличие окислов, целостность проводки и соединений.
  • Воспользовавшись мультиметром, позволяющим выполнить диагностику обрыва проводов, проверить наличие и величину напряжения на определенных контактах ЭБУ.
  • При помощи галогенной лампы и безопасного выключателя можно выполнить диагностику наличия или отсутствия разрыва цепи. Чтобы провести полноценную проверку, один конец провода должен быть под напряжением, ко второму подключается галогенная лампа. Тусклый свет ее свидетельствует о надломах либо окислах проводов в местах соединений. Однако выбирайте лампу такой мощности и проводите проверку в течение такого времени, при которых провода не нагреются и не расплавятся.

Для выполнения самостоятельной диагностики АКПП необходимо разобраться с принципами ее работы и связями ЭБУ АКПП с системами, которые задействованы в функционировании силового агрегата авто.

Приведем пример с диагностикой Volkswagen Passat B5 и АКПП 5HP19 от ZF.

Признаками неисправностей коробки являются рывки при переключении передач. В результате диагностики АКПП специалисты говорят о необходимости капитального ремонта коробки (замене пакетов фрикционов, ремонте «бублика», замене гидроблока), однако к положительному результату дорогостоящий ремонт трансмиссии не привел. Позже выяснилось, что причина заключалась в некорректных показаниях расходомера воздуха.

Суть заключается в том, что для обеспечения плавного хода АКПП 5HP19 важно знать, какова расчетная величина нагрузки на двигатель. ЭБУ трансмиссии зачастую пользуется показаниями ДМРВ и ДПДР для того, чтобы выбрать корректный временной интервал между переключениями передач. Этим объясняется влияние показаний датчиков на работу КПП.


11 мест
на август
Мы есть в каждом
районе Москвы
Бесплатно продиагностируем
ваш авто по 41 параметру,
рядом с вашим домом
Бесплатная
диагностика авто
рядом с домом
Запишитесь в ближайший автосервис
и выявите возможные поломки
на начальной стадии

Статьи по теме

 
Будем на связи!
Подписывайтесь на рассылку и получайте новости о новых акциях и полезные советы по обслуживанию авто
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подписка оформлена!