Давление в системе охлаждения автомобиля
О чём речь? Давление в системе охлаждения — ключевой момент для здоровья двигателя. Оно позволяет антифризу не закипать при высоких температурах и предотвращает образование кавитации. Обычно давление составляет около 1-2 бар.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как устроена система охлаждения
- Как образуется давление в системе охлаждения двигателя
- Каким должно быть давление
- Способы измерения давления в системе охлаждения
- Устраняем повышенное давление
- Причины и устранение низкого давления
- Почему важно поддерживать давление
- Полезные советы
- Часто задаваемые вопросы о давлении в системе охлаждения автомобиля
Как устроена система охлаждения
Практически на всех автомобилях установлены ДВС. При работе двигателя элементы, из которых он состоит, трутся друг о друга. Конструктивно такой тип моторов не является совершенным: большая часть энергии уходит на то, чтобы не допустить перегрев, вызванный функционированием механизмов.
Защитить двигатель внутреннего сгорания от нагрева до критически высоких температур – задача системы охлаждения автомобиля, давление в которой поддерживается за счет специальной жидкости.
После запуска мотора охлаждающая жидкость становится горячей, при этом воздух непрерывно остужает ее. ОЖ перемещается по всей системе, в результате элементы ДВС не перегреваются. Важно, чтобы не произошло закипание антифриза, в противном случае жидкость перейдет в парообразное состояние, тогда неизбежно случится заклинивание элементов двигателя.
Как образуется давление в системе охлаждения двигателя
ДВС – это сложнейший механизм, относящийся к типу тепловых машин. Горючее воспламеняется, происходит выделение тепла. Энергия превращается в механическую работу, в результате данных процессов автомобиль движется.
К сожалению, КПД двигателя внутреннего сгорания – не более 50 %, причем, если силовой агрегат работает на бензине, этот параметр еще меньше.
Из-за перегрева ДВС его работоспособность падает, происходит расширение физических тел, элементы плотнее приникают друг к другу, быстро изнашиваются, двигатель может заклинить.
Чтобы такого не произошло, давление в системе охлаждения автомобиля должно быть оптимальным.
Существует два типа охлаждения: воздушное и жидкостное. Во втором случае температура поддерживается на определенном уровне за счет перемещающейся по каналам в блоке цилиндров ОЖ. На большинстве автомобилей применяется тосол либо антифриз.
Воздушная система охлаждения обеспечивает поступление холодного воздуха на мотор. Встречный поток естественным образом остужает ДВС во время езды, также есть специальный вентилятор, искусственно перемещающий воздушные массы.
У данных типов охлаждения есть свои достоинства и недостатки. Эффективность жидкостного охлаждения выше, но воздушное охлаждение обладает повышенность надежностью и простотой функционирования.
Система охлаждения на современных автомобилях состоит из следующих элементов: расширительный бак (резервуар, в котором находится ОЖ), насос, радиатор, отводящий тепловую энергию, термостат, а также рубашка охлаждения, обеспечивающая снижение температуры мотора.
Жидкость циркулирует по малому и большому кругам. В малом круге не применяется радиатор, поскольку антифриз должен разогреться максимально быстро. Когда температура двигателя достигнет рабочей, потребуется охлаждение. Для этого и предназначен большой круг, циркуляция ОЖ по которому начинается после открытия термостата.
Давление в системе охлаждения автомобиля поддерживается естественным образом, поскольку охлаждающая жидкость циркулирует в замкнутом контуре, где протекают определенные процессы. С ростом температуры объем жидкости увеличивается. В результате повышается давление в системе.
Когда мотор нагревается, объем антифриза становится больше на 20 %. Поскольку давление повышается, увеличивается и температура кипения. Связь данных параметров прямо пропорциональна.
Если условия оптимальные, закипание охлаждающей жидкости происходит при 100 градусах Цельсия. Однако если давление в системе охлаждения автомобиля выше нормы, антифриз закипит при большей температуре.
Также в состав охлаждающей жидкости вносят такие вещества, как этиленгликоль, чтобы изменить температуру закипания. В результате замерзание антифризов происходит при более низких температурах, чем воды, а закипание – при более высоких. К примеру, ОЖ может закипеть при 130-140 °С и выше.
Если давление в системе охлаждения автомобиля слишком высокое, чтобы мотор не разрушился, устанавливают специальные клапаны в крышке бачка.
Система охлаждения нормально работает при соблюдении двух условий: если не произойдет ее разгерметизация, при этом клапаны должны функционировать правильно.
Клапаны контролируют давление в системе. При повышении этого параметра, чтобы патрубки, радиатор и расширительный бачок не разорвало, происходит открытие выпускного клапана на небольшой временной промежуток.
По такому же принципу впускается воздух снаружи. К примеру, если ОЖ остыла и давление в системе упало до критически низкого значения.
Клапаны выполняют важную задачу: они выравнивают внутренне и внешнее давление, чтобы отличия между этими параметрами были минимальными.
Каким должно быть давление
Оптимальное давление в системе охлаждения автомобиля зависит от марки и модели машины. Стандартно этот показатель равен 1,2-2 атм.
Значение данного параметра зависит от следующих нюансов:
- Тип ОЖ, залитой в систему.
- Конструктивные особенности мотора.
- Герметичность охлаждающей системы.
Если давление слишком высокое, элементы системы сломаются. При возникновении данной проблемы вы заметите, что:
- потек отопитель салона;
- патрубок сорвало с крепления.
На поломку предохранительного клапана указывают регулярно повторяющиеся вышеописанные проблемы. Чтобы устранить неисправность, потребуется установить новую пробку на радиаторе либо расширительном бачке.
Способы измерения давления в системе охлаждения
Потребность в том, чтобы определить давление в системе охлаждения автомобиля, появляется достаточно редко. Однако если вам нужно узнать этот параметр, вы сможете сделать это в гаражных условиях.
Чаще всего значение этой характеристики определяют во время диагностических работ. В сервисных центрах для определения давления применяют специальные автомобильные стенды. В ходе диагностики проверяют клапаны: они не должны стравливать давление либо открываться с задержкой.
Вы можете сами осмотреть клапанную крышку бачка, она должна быть целой, без трещин и сколов. Обратите внимание на уплотнители. Откручивать крышку нужно максимально осторожно, если мотор прогрет, так как из-под нее под большим давлением выходит пар.
Чтобы полностью продиагностировать систему, потребуется манометр, насос либо компрессор. С бачка нужно убрать верхний патрубок, присоединив шланг. Затем насосом или компрессором создать давление, отследив показатель по стрелке манометра. Важно, чтобы выпускной клапан открывался, когда давление достигнет 1,4-1,5 атм.
Устраняем повышенное давление
Когда давление в системе охлаждения автомобиля слишком высокое, важные элементы могут повредиться. Вы сразу поймете, что данный показатель выше нормы, поскольку постоянно будет срывать шланги и патрубки.
При повышенном давлении выйдут из строя резиновые шланги, радиаторы, выполненные из тонкого алюминия.
Данные поломки происходят потому, что пар и воздух не выпускаются из системы. Причина кроется в неправильной работе предохранительного клапана, который расположен в крышке расширительного бачка.
Предохранительный клапан не подлежит ремонту. Если эта деталь сломается, потребуется замена. Однако при необходимости можно восстановить элемент, для этого нужно нанести жидкость для очистки карбюраторов, чтобы очистить отложения на клапане, тогда он снова заработает.
Качественный клапан прослужит долго, однако бракованное либо дефектное изделие быстро выйдет из строя, и давление в системе начнет повышаться.
Причины и устранение низкого давления
Многие автовладельцы нередко замечают, что давление в охлаждающей системеавтомобиля слишком низкое. В этом случае горячий воздух из печки в салон практически не будет поступать.
Происходит это потому, что случилась течь антифриза из системы охлаждения либо уровень ОЖ ниже минимальной отметки. В обеих ситуациях охлаждающей жидкости слишком мало для того, чтобы мотор остывал должным образом. Давление падает, точка кипения антифриза будет в границах 100 °С.
При обнаружении этой проблемы следует заглушить мотор. В противном случае, когда система охлаждения дала сбой, произойдет закипание двигателя. Это приведет к серьезной поломке: поршни расплавятся, головка блока цилиндров растрескается, выйдет из строя коленчатый вал.
Опытные водители каждый день осматривают машину, чтобы убедиться, что уровень масла и ОЖ в расширительном бачке оптимальный. Если вы заметили, что антифриза недостаточно, значит, произошла утечка.
Однако когда уровень ОЖ оптимальный, при этом давление в системе охлаждения автомобиля слишком низкое, значит, вышел из строя впускной клапан на крышке. Важно, чтобы происходило его открытие, когда давление отличается от внешнего на 0,05-0,1 атм.
Вы легко поймете, что впускной клапан функционирует неправильно: для этого на непрогретом моторе открутите крышку. Если воздух с силой засасывается в бачок, произошло засорение клапана.
Проблематично обнаружить место течи. Прежде всего стоит проверить, целая ли система охлаждения. Алгоритм действий следующий: заводим мотор, ждем несколько минут, чтобы он прогрелся. Затем осторожно, чтобы не обжечь ладони, снимаем крышку расширительного бачка.
Если все в порядке, вы услышите специфический шипящий звук, указывающий на то, что антифриз горячий и превращается в пар, который выходит через отверстие.
Если шипящего звука нет после того, как вы открыли крышку, значит, система разгерметизировалась и давление упало. Обнаружить течь сложно: она может быть на любом участке магистрали.
Следующая причина низкого давления в системе охлаждения автомобиля – выход из строя термостата. Из-за этой поломки система функционирует нестабильно, мотор перегревается. Термостат невозможно восстановить, потребуется купить новый расходник.
Если вы не можете обнаружить утечку, необходимо искусственно увеличить давление в системе, тогда вы легко найдете область разгерметизации.
Последовательность работы следующая:
- Первое, что нужно сделать, – отсоединить от бачка верхний патрубок.
- Затем на его место следует установить шланг насоса, прочно соединив его с бачком.
- Насосом или компрессором необходимо нагнетать в систему воздух, в результате вы легко обнаружите протечку. Автомобиль должен быть на подъемнике либо над смотровой ямой.
- Давление нужно увеличить до 1,5 атм., в результате произойдет срабатывание клапана.
- Последний шаг – устранение течи, если она будет обнаружена.
Расширительный бачок может растрескаться, вы увидите подтеки, как только давление в системе охлаждения автомобиля увеличится.
Хуже всего, если антифриз попадет в цилиндры, в этой ситуации нужно демонтировать головку блока цилиндров.
Почему важно поддерживать давление
Необходимо отслеживать давление в системе охлаждения автомобиля. Дело в том, что, если этот параметр будет выше нормы, элементы системы выйдут из строя. К примеру, патрубки и клапаны могут разорваться и деформироваться. Чтобы заменить сломанные элементы, потребуются серьезные вложения.
Если давление в системе выше либо ниже нормы, выйдут из строя следующие детали:
- Резиновые шланги.
- Термостат.
- Помпа.
- Металлические трубки, которые ведут к радиатору.
В ряде случаев при повышении давления ломается радиатор.
Полезные советы
- Давление в системе охлаждения нового автомобиля не должно падать или увеличиваться, особенно если вы регулярно обслуживаете ТС. Однако для теплонагруженных и форсированных моторов нужно выполнять промывку радиаторов охлаждения снаружи ежегодно после завершения зимнего сезона.
- При заливке новой охлаждающей жидкости следует выбирать антифриз, подходящий по допускам и требованиям автопроизводителя. Если есть необходимость, промывают систему охлаждения, прежде чем заливать новую ОЖ. Данная процедура нужна для того, чтобы убрать отложения и остатки отработанного антифриза, очистить тонкие каналы.
- Приобретая подержанную машину от 7 лет и с пробегом более 100 000 километров, следует продиагностировать систему охлаждения, осмотреть патрубки, на них не должно быть трещин. Обратите внимание также на хомуты и уплотнительные резинки. Если вы обнаружите дефекты, расходники нужно заменить.
- Следует покупать только оригинальные расходные детали, особенно если у вас машина с форсированным двигателем с высокой рабочей температурой. Если вы решите сэкономить и купите бюджетные некачественные расходники, они быстро выйдут из строя. Произойдет перегрев мотора, и потребуется дорогостоящий капитальный ремонт ДВС.
Часто задаваемые вопросы о давлении в системе охлаждения автомобиля
Как определить, что давление в системе охлаждения автомобиля выше нормы?
При повышении давления элементы системы выйдут из строя. В этом случае вы заметите, что часто срывает шланги и патрубки. Резиновые элементы, радиатор из тонкого алюминия повредятся и начнут течь.
Как понять, что систему завоздушило?
При завоздушивании охлаждающей системы автомобиля вы заметите беловатый дым из выхлопной трубы. Происходит это потому, что охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания через прокладку головки блока цилиндров из-за разгерметизации системы. Также в систему охлаждения могут попасть продукты сгорания топлива.
Как удалить воздух из системы?
Снимаем патрубок, откручиваем крышку расширительного бачка. На горлышко укладываем ветошь, либо подсоединяем шланг, продуваем его, стравливая воздух из системы. Дуть нужно до того момента, пока из патрубка не пойдет антифриз. Затем нужно надеть шланг обратно.
Что произойдет, если давление в системе охлаждения автомобиля слишком низкое?
В этом случае мотор начнет перегреваться, и даже если вы заглушите его, остывает слишком медленно. Повышение температуры приведет к заклиниванию элементов ДВС.
На всех машинах установлена система охлаждения, в которой жидкость находится под давлением, чтобы сдвинуть точку кипения антифриза к большему значению.
В зависимости от типа ДВС уровень давления может отличаться. На теплонагруженных двигателях давление будет больше, чтобы увеличить точку кипения охлаждающей жидкости.