Давление в шинах: каким должно быть. Давление в шинах: норма, советы по контролю
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Факторы, влияющие на давление в шинах
- Единицы измерения давления в шинах: примеры расчета
- На что влияет давление в шинах автомобиля
- Прибор для контроля давления в шинах
- Причины разного давления в шинах по осям автомобиля
- Каким должно быть давление в шинах летом и зимой
- Мнение автолюбителей о давлении в шинах
Давление в шинах автомобиля – важный параметр, влияющий на курсовую устойчивость машины на дороге, управляемость в поворотах, езду по бездорожью, расход топлива, ресурс самой резины. Все производители указывают норму на специальных шильдиках и рекомендуют ее придерживаться.
Бывают ситуации, когда давление необходимо поднять или, наоборот, опустить, и это оправданно. В чем измеряется давление в шинах, как пересчитать показатель в разных единицах измерения, каким оно должно быть зимой и летом – об этом и многом другом вы узнаете из нашего материала.
Факторы, влияющие на давление в шинах
Компании-производители проявляют заботу о клиентах и стремятся продлить эксплуатационный срок своей продукции. Такие характеристики, как давление в автошинах, чаще всего указаны в определенных местах на машине. К примеру, рекомендуемое давление в шинах может быть прописано на лючке бензобака либо на боковой стойке, расположенной рядом с дверью со стороны водителя.
От чего зависит давление в легковых шинах? На данный параметр оказывают влияние множество факторов:
- диаметр колеса;
- марка автомобиля;
- тип резины, из которой сделана автопокрышка;
- дорожное покрытие;
- манера автомобилиста водить свою машину: агрессивно или спокойно.
Помните о том, что, когда на машине установлены колеса другого типа, необходимо, чтобы давление в шинах было максимальным. Значение этого параметра можно узнать в технических характеристиках транспортного средства.
В случае, когда грузоподъемность автопокрышки ниже, следует увеличить давление на 0,1 атмосферу для каждой единицы нагрузки.
Единицы измерения давления в шинах: примеры расчета
- Bar (atm)
- KPa
- Psi
На территории стран Европы, а также бывшего СССР давление в шинах легкового автомобиля может измеряться в барах (bar) либо атмосферах (атм. физ., atm). Этот параметр также иногда указывают в кгс/см2. Чтобы измерить давление, применяется специальный прибор – манометр, его погрешность равна 1-2 %. Строго говоря, все вышеуказанные единицы – бары, атмосферы и кгс/см2 – это разные единицы измерения. Формулы их соотношений имеют следующий вид:
bar = 0.980655 atm
1 кгс/см2 = 0.968 atm
Однако на практике эту разницу чаще всего не учитывают.
Когда измерение давления в шинах происходит в килопаскалях, и на покрышке указан этот параметр, то он означает не рекомендуемое, а максимальное давление, которое не стоит превышать. Обозначение на боковой части колеса может быть следующим: maxpressure и цифра.
Чтобы перевести килопаскали в более привычные единицы измерения, к примеру атмосферы либо бары, используйте эту формулу:
Bar = kPa / 101.325
Для перевода бар либо атмосфер в килопаскали подойдет следующая формула:
kPa = bar x 101.325
Как перевести килопаскали в psi:
psi = kPa / 6.89476
Для перевода psi в килопаскали нужно выполнить следующий расчет:
kPa = psi x 6.89476
Чтобы определить давление в шинах, в Соединенных Штатах Америки применяется своя система, в которой приняты единицы измерения psi. Здесь за основу берутся фунты и дюймы, более привычные для американцев. Таким образом, данный параметр выражается через фунт-силу на дюйм в квадрате (фунт-сила/дюйм²).
psi = bar x 14.706
bar (atm) = psi x 0.068
Для наглядности рассмотрите таблицу давления в шинах, где указаны разные единицы измерения:
Представьте, что автопроизводитель вашего железного «коня» рекомендует давление в автошинах 33 psi. Переведем это значение в атмосферы.
atm = psi x 0.068 = 33 x 0.068 = 2.244
Таким образом получаем, что рекомендуемое давление равно 2.2 атмосферы либо бара.
К примеру, на покрышке есть надпись «Maxpressure 400 kPa». Для перевода этого значения в бары или атмосферы выполним следующий расчет:
bar (atm) = kPa / 101.325 = 400 / 101.325 = 3.9476
Полученное значение равно 4 кг, то есть 4 атмосферы или бара.
Быстро переводить указанное значение из европейского стандарта в систему США можно с помощью нижеследующей таблицы:
psi |
atm (bar) |
kPa |
20 |
1.36 |
137.895 |
21 |
1.428 |
144.790 |
22 |
1.496 |
151.685 |
23 |
1.564 |
158.579 |
24 |
1.632 |
165.474 |
25 |
1.7 |
172.369 |
26 |
1,768 |
179.264 |
27 |
1.836 |
186.159 |
28 |
1.904 |
193.053 |
29 |
1.972 |
199.948 |
30 |
2.04 |
206.842 |
31 |
2.108 |
213.738 |
32 |
2.176 |
220.632 |
33 |
2.244 |
227.527 |
34 |
2.312 |
234.422 |
35 |
2.38 |
241.317 |
36 |
2.448 |
248.211 |
37 |
2.516 |
255.106 |
38 |
2,584 |
262.001 |
39 |
2.652 |
268.896 |
40 |
2.72 |
275.79 |
41 |
2.788 |
282.685 |
42 |
2.856 |
289.58 |
43 |
2.924 |
296.475 |
44 |
2.992 |
303.369 |
45 |
3.06 |
310.264 |
46 |
3.128 |
317.159 |
47 |
3.196 |
324.054 |
48 |
3.264 |
330.948 |
49 |
3.332 |
337.843 |
50 |
3.4 |
344.738 |
51 |
3.468 |
351.633 |
52 |
3.536 |
358.528 |
53 |
3.604 |
365.422 |
54 |
3.672 |
372.317 |
55 |
3.74 |
379.212 |
56 |
3.808 |
386.107 |
57 |
3.876 |
393.001 |
58 |
3.944 |
399.896 |
59 |
4.012 |
406.791 |
Когда температура окружающей среды менее 10 градусов Цельсия, давление в шинах снизится на 10 %. Если же на улице жара, давление увеличится на 10 %. Не забывайте про это, когда будете накачивать колеса в мороз или, наоборот, в летние месяцы.
На что влияет давление в шинах автомобиля
То, каким будет давление в автошинах, зависит от плотности воздуха внутри покрышки. Данный параметр оказывает влияние на то, станет ли вес машины распределяться по колесу равномерно, каким будет сцепление с дорожным полотном. От этого зависит эксплуатационный срок резины, расход горючего, а также безопасность участников дорожного движения: автомобилиста, пассажиров, пешеходов.
Чтобы понять, достаточное ли давление в шинах, нужно проверить его уровень.
В зависимости от вашего авто данный параметр может существенно отличаться. Давление шин зависит от радиуса, а также массы транспортного средства, сезона года.
Проблемы могут возникнуть в следующих ситуациях:
- давление в шинах слишком высокое, поскольку вы перекачали их;
- давление низкое, так как вы недостаточно накачали колеса;
- давление отличается во всех колесах.
Визуальный осмотр поможет узнать, правильно ли накачаны автошины. На картинке изображены три варианта: первый – низкое давление, второй – высокое, третий – шины накачаны нормально.
Если давление будет слишком высокое или, наоборот, низкое, пятно контакта с дорожным полотном уменьшится. Вы заметите это, особенно если едете по асфальту либо твердой грунтовой дороге. Когда давление повышенное, колесо контактирует с поверхностью трассы только средней частью. При низком давлении быстро изнашиваются боковые стороны и центр покрышки, поскольку она проминается внутрь баллона.
В обеих ситуациях рисунок протектора будет неравномерным, такое случается, когда неправильно выполнена процедура «развал-схождение».
При низком давлении автомобиль будет плохо тормозить и поворачивать. Машина станет неустойчивой на дороге, отклик на движения рулевого колеса будет слабый. Кроме того, колеса могут прийти в негодность из-за того, что резину разорвет во время езды или неуправляемого заноса. В результате может произойти авария.
Вождение окажется небезопасным, когда автопокрышки перекачаны. В этом случае агрегаты авто будут испытывать повышенную нагрузку. Вы почувствуете сильную вибрацию, уменьшится также пятно контакта с дорогой. В такой ситуации колеса будут изнашиваться неравномерно, также произойдет быстрая поломка «ходовки». Если вы на скорости наедете на выбоину, на автошине образуется «грыжа». Самое неприятное – тормозной путь сильно увеличится.
Прибор для контроля давления в шинах
Чтобы определить давление в шинах, используется спецприбор под названием «манометр».
Это устройство бывает следующих видов:
- стрелочный манометр, функционирует за счет пружины;
- механический автомобильный, тоже работает благодаря пружине, только цилиндрической;
- электронный, это современный прибор с ЖК-дисплеем.
Большинство автомобилистов предпочитают стрелочный манометр. Чем объясняется такой выбор?
Такой манометр надежный, простой и бюджетный. Однако у него есть недостатки: не выдерживает сильного механического воздействия, при котором почти всегда повреждается. Например, такое может произойти после сильного удара, в результате которого сломается пружина. Определить давление в таком случае будет невозможно.
Более эффективным является механический манометр, он похож на пишущую ручку по форме. Принцип его действия заключен в специальной цилиндрической пружине. Единственный недостаток такого прибора – погрешности измерений.
Максимально точные данные о давлении в шинах можно получить с помощью манометра третьего вида – электронного. Компании-изготовители уверяют, что такой прибор может показывать необходимые данные с минимальной погрешностью 0.05 бар или атмосфер.
Однако на практике достичь такого результата довольно сложно. Особенно если у вас манометр китайского производства, который не способен показать точные данные о давлении в шинах. Поэтому многие водители предпочитают проверенные временем и надежные стрелочные устройства.
Причины разного давления в шинах по осям автомобиля
Опытные профессионалы знают, что такое развесовка по осям. Смысл данного понятия следующий: из-за специфики конструкции масса машины распределена по осям неравномерно.
В зависимости от марки автомобиля отличается и развесовка. Так, у ВАЗ 2108 будут следующие параметры:
- масса автомобиля — 927 кг;
- нагрузка на переднюю ось — 565 кг (61 %);
- нагрузка на заднюю ось — 362 кг (39 %).
Так как нагрузка на переднюю ось больше, чем на заднюю, то давление в автошинах спереди должно быть больше, чем сзади. Чтобы понять, до какого значения нужно накачать колеса, следует изучить технический паспорт транспортного средства, где производитель указывает рекомендуемые значения.
Каким должно быть давление в шинах летом и зимой
ЛетоВ жаркие месяцы асфальт может нагреваться до высоких температур 40–50 ᵒС. В результате сцепление покрышек с дорожным полотном увеличивается, так же как и трение. Это приводит к тому, что давление в колесах сильно возрастает.
Как не допустить взрыва покрышек и возникновения дорожно-транспортного происшествия и правильно накачать колеса летом?
- В жаркую погоду давление в шинах может существенно увеличиться – на 10–15 %. Поэтому на этот же процент следует меньше накачивать колеса.
- Замеряя давление в автошинах летом, помните о том, что требуется некоторое время, чтобы температура внутри и снаружи покрышек выравнялась. Поэтому проводить измерения следует с утра, после того как автомобиль простоял ночь.
- Чтобы узнать рекомендуемое автопроизводителем давление для задних и передних автошин для летнего и зимнего периода, необходимо изучить технический паспорт вашего авто. Отличия обычно равны 0,1–0,2 бар.
Зимой, когда на улице низкие минусовые температуры, из-за остывания дороги давление в шинах резко снижается. Это приводит к тому, что машина плохо стоит на дороге.
Какое давление шин должно быть зимой:
- Измерять давление и подкачивать автошины в холодное время года следует после того, как машина побыла на улице как минимум 2 часа.
- Если автомобиль хранится в отапливаемом гараже, следует определить перепад температур в теплом помещении и на улице. На каждые 8–10 ᵒС разницы следует добавить к рекомендуемому автопроизводителем давлению 0,1 атм.
- Когда погодные условия не меняются и за окном стабильно минус 15–20 градусов Цельсия, накачивая автошины, учитывайте рекомендации производителя для зимы.
Возможно, у вас небольшой опыт вождения, но даже несмотря на это следует регулярно измерять давление в колесах. Обязательно делать это один раз в месяц, а также перед поездкой на дальнее расстояние. В межсезонье, когда температурные показатели резко меняются, важно проводить измерения каждые 14 дней.
Мнения автолюбителей о давлении в шинах
- Ориентируюсь на себя
- Производителям не верю, качаю свое
- Лучше придерживаться нормы
- Информация для размышления
«Всегда учитываю то, что рекомендует автопроизводитель. Затем смотрю по ситуации, все зависит от резины. Чтобы было комфортнее ездить, уменьшаю или увеличивают давление в колесах на 0,1–0,2 бар».
«У «Нивы» давление должно быть 1,9. Но я подкачиваю до двух.
У «ФВ Кадди» производитель рекомендует накачать передние шины до 2,4, а задние – 2,8. Но это же не «Газель», покрышки для легковых авто с параметрами 195/65r15. Поэтому глупо придерживаться таких рекомендаций. Я накачиваю все колеса одинаково до значения 2,2 бар. С учетом давления в зимних шинах в 2,1 бар, они сильно изнашиваются (на летних почти не заметно), не представляю, что с ними будет, если соблюдать рекомендации производителя».
«Если сбросить давление в шинах до минимального значения, быстро испортятся диски и покрышки. Когда колеса перекачаны – пострадает ходовка, сход-развал».
«Знаю многих владельцев «Газелей», которые перекачивают автопокрышки до 4 бар, при том что производитель рекомендует максимальное давление 2,9 бар. Не понимаю, зачем так люди делают?
Даже если колеса накачаны до 2,9 бар, если наехать на выбоину, диск испортится. А на такой машине, как «Газель», которая достаточно тяжелая для таких маленьких автошин, последствия будут еще хуже. Стандартные параметры: 3,5 для передних и 4,0 для задних колес. А если машина загружена, то давление может быть 4,0/4,5. Давление передних и задних автошин в маршрутках чаще всего 3,5.
Почему передние диски всегда гнутся? Объяснение простое: водитель замечает выбоину и резко тормозит. Передние колеса испытывают повышенную нагрузку.
Помню, был случай на КПК, я тогда трудился водителем-инкассатором, так вот, нас обучали, как правильно проезжать через выбоины. Если грамотно работать газ-тормоз, то получится уменьшить удар. Если не заметить выбоину, можно погнуть все колеса, расположенные со стороны ямы.
И кстати, если машина загружена, задние диски сильнее погнутся. Специально проводил подсчеты, с какой частотой приходится ремонтировать передние и задние колеса, так вот соотношение получилось 1:2.
Многим знакомо выражение: на большой скорости редко кто оттормаживается перед выбоиной, поэтому распределение ударной нагрузки происходит равномерно.
Однако есть одна проблема: сила удара прямо пропорциональна скорости. Она зависит от времени контакта, то есть касания автошиной края ямы до полного смыкания борт – борт – диск. То есть чем больше скорость, тем быстрее складывается борт, тем сильнее удар».
Чтобы вождение автомобиля было безопасным для вас и ваших пассажиров, важно регулярно проверять давление в шинах и при необходимости подкачивать колеса. В противном случае машина будет потреблять больше горючего, что приведет к увеличению расходов. Кроме того, может произойти ДТП из-за того, что колеса недокачаны и машина плохо управляется.