Что может свистеть в машине: причины, диагностика, устранение проблемы
Что может свистеть в машине? Свистящие звуки в автомобиле свидетельствуют о разного рода неисправностях. Чаще всего свист издают растянутый ремень генератора или ГРМ и подшипники роликовых механизмов.
Что делать? При появлении посторонних звуков необходимо незамедлительно провести диагностику и выявить их причину. Если вовремя не устранить проблему, это может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что может свистеть в машине при движении
Первым делом определим круг потенциальных причин проблемы.
1. Элементы кузова, салона и дополнительного оборудования
Свист может быть вызван совершенно обыденными причинами, не таящими в себе никакой потенциальной опасности. Начиная от не до конца закрытых окон дверей до элементов тюнинга или трещины в переднем бампере, которые меняют аэродинамические свойства и вызывают посторонний звук. Проблемы возможны разве что в случае плохого крепления верхнего багажника.
2. Приводные ремни двигателя

servavto.ru
Свист возникает, когда они скользят по шкивам. Это может быть связано с плохим натяжением или износом и старением (резина становится жесткой и утончается). Все это грозит потенциальным разрывом ремня. И хотя это не так серьезно, как обрыв зубчатого ремня ГРМ, все равно неприятно.
3. Тормозные механизмы
Проблема может крыться в парах «колодка — диск». Здесь также возможны два варианта: либо внутрь что-то попало, либо некачественные колодки и их накладки скрипят при торможении. Если машина хорошо тормозит, то нет необходимости немедленно обращаться в сервис. Однако следует проверить диски на наличие глубоких царапин от камней или других проблем.
4. Некоторые подшипники
Один из вариантов ответа на вопрос, что может свистеть в машине, – подшипник натяжного ролика ремня или водяного насоса. На другие подшипники даже думать не стоит, они при неисправностях гудят, а не свистят.
Причины свиста ремня ГРМ в машине
Ремень газораспределительного механизма состоит из корда со слоем резины снаружи. Внутри расположены зубья для надежной фиксации на шкиве коленчатого вала. Привод передает вращающий момент на распределительный вал, благодаря чему топливо и воздух поступают вовремя для наилучшего процесса сгорания смеси.
Свист ремня ГРМ должен вызывать беспокойство, так как в случае его выхода из строя автомобиль не сможет продолжить движение.
Есть пять главных причин, из-за которых ремень ГРМ может начать свистеть.
1. Износ зубьев
Продолжительность службы резинового компонента в газораспределительной системе зависит от марки и модели автомобиля и составляет примерно 60–120 тысяч километров пробега. С течением времени зубцы изнашиваются, что приводит к образованию зазора между выступами и впадинами на шкиве коленчатого вала. Когда шкив вращается, воздух попадает в образовавшиеся пустоты, вызывая неприятный звук, похожий на писк или вой, который слышен в правой части моторного отсека.
2. Попадание технических и других жидкостей
Еще одним вероятным источником проблемы является попадание технических жидкостей на ремень. Например, если нарушена целостность прокладки ГБЦ, на него может попасть масло. Если ослабнет зажим патрубков системы охлаждения рядом с ремнем, на него вытечет антифриз. В некоторых случаях тормозная жидкость вытекает из негерметичного контура при повышении давления. Воздуховод, расположенный над ремнем ГРМ, может пропускать пары топлива, что вызывает скрип. Контакт резины и металла ухудшается из-за масла и других веществ, что приводит к появлению свиста ремня ГРМ.
Кроме того, отсутствие или повреждение пластиковых подкрылков и защитных элементов может привести к попаданию воды на ГРМ при проезде через лужи. Вода вызывает различные звуки при движении. Водители отмечают, что неприятные симптомы возникают при высокой влажности и исчезают безо всякого вмешательства после нескольких сухих дней.
3. Износ поверхности ролика
Еще один возможный источник проблемы связан не с самим ремнем, а с соседним компонентом. Чтобы обеспечить нужное натяжения ремня, используется ролик с резиновым покрытием и бортиками, иногда изготовленный из стали. Этот бочонок предотвращает соскальзывание ременной передачи на высоких оборотах и служит элементом натяжения, так как ремень ГРМ — самый длинный в автомобиле, а остальные шкивы не регулируются по удаленности друг от друга. Из-за чрезмерного износа натяжителя ремень начинает двигаться чересчур свободно, вызывая дополнительный шум.
4. Износ подшипника ролика
Проблемы могут возникать, даже если покрытие ролика в хорошем состоянии, потому что причиной свиста ремня является изношенный подшипник. Между обоймой подшипника и стальными шариками появляется свободное пространство, вызывающее перекос детали. Из-за небольшого осевого смещения возникает трение в местах, не предусмотренных производителем, что приводит к постороннему звуку.
Эта проблема случается не только из-за большого пробега, но и из-за использования некачественных деталей с малым ресурсом. В 90 % случаев свист ремня ГРМ после замены связан с изношенным подшипником натяжителя, который оставили прежним или приобрели у недобросовестного поставщика.
5. Свист при работе двигателя «на холодную»
У некоторых владельцев автомобилей возникает свист ремня ГРМ в момент завода машины, а затем исчезает. Это может дать ненужное ощущение того, что все в порядке, так как неприятный звук не проявляется во время движения. Однако проблема существует и требует вмешательства. Причина в чрезмерном растяжении резинового передающего элемента. Зазоры в узле увеличиваются при холодном двигателе. После прогрева двигателя элементы слегка увеличиваются в размерах, перекрывая этот зазор. Таким образом, проблема существует только при запуске, а затем исчезает.
6. Неисправности помпы или генератора
Чтобы избежать ошибочных действий при устранении проблемы, нужно знать полный спектр возможных источников шума. При запуске двигателя свист иногда идет от генератора или помпы. Они расположены в той же части моторного отсека, что и ГРМ, и звук в целом аналогичен. Чтобы исключить генератор, нужно отсоединить привод от коленчатого вала на заглушенном двигателе и запустить его снова.
Чтобы исключить помпу, необходимо снять все натяжные элементы и провернуть ее вал вручную. Если ощущается заедание или ось слишком шатается, вероятно, причина в ней. При свободном вращении можно приступать к диагностике проблем в ГРМ.
Как устранить свист ремня ГРМ
Разобравшись, что может свистеть в машине при движении, некоторые автовладельцы применяют силиконовую смазку или WD-40 для устранения свиста. Эти средства повышают эластичность резиновых элементов и уплотняют посадку. Кроме того, они вытесняют масла, которые могут вызывать проскальзывание.

i.ytimg.com
Но здесь есть свои подводные камни, ведь смазка может привести к перескакиванию зубцов.
Единственный надежный способ избавиться от свиста — заменить ремень и ролик. Важно использовать оригинальные запчасти от надежного производителя.
На автомобиле с неработающим двигателем выполняются следующие действия:
- Практически на всех автомобилях первым делом нужно демонтировать воздушный патрубок для получения достаточного места для работы.
- С помощью торцевой головки на 10 снимите защитный кожух.
- Генератор закреплен двумя болтами. Ослабьте их и переместите генератор ближе к ДВС, чтобы натяжение ремня ослабло.
- Поддомкратьте автомобиль, вывесив правое колесо. Прокрутите его на 5-й передаче, снимите привод и ремень.
- С помощью торцевой головки открутите болт, который удерживает натяжитель, и сдвиньте его к центру двигателя.
- Снимите старый ремень ГРМ и установите новый. Предварительно проверьте расположение шкивов относительно меток (точное расположение меток можно найти в документации на авто), чтобы обеспечить корректную работу двигателя, подачу топлива, искры и свежего воздуха. Если натяжение не удается выполнить, поверните коленчатый вал, используя домкрат.
- Затем с помощью ролика натяните ремень ГРМ до упора и закрепите его.
Важно! Сначала наденьте ремень ГРМ на нижний вал, только после этого на верхний.
По завершении работ попробуйте запустить двигатель (не заморачивайтесь с генератором — заряда аккумулятора хватит, чтобы запустить двигатель и дать ему поработать какое-то время), чтобы удостовериться, что все работает как надо. Пока вы не собрали все до конца, проще исправить ошибку. Если с запуском двигателя или его работой возникли проблемы, проверьте положение шкивов и повторите попытку. Если все в порядке, подсоедините ременную передачу к генератору и установите защитный кожух. Отодвиньте генератор от двигателя с помощью монтировки, чтобы создать натяжение, и закрутите болты.
Причины свиста в машине при включении кондиционера
Хотя чаще всего посторонние звуки издают описанные выше части, этим круг возможных источников проблем не ограничивается, потому что может свистеть в машине и кондиционер. Рассмотрим основные причины.
1. Ремень навесного оборудования (приводной ремень)
Наиболее распространенная причина возникновения неприятного звука — изношенный ремень. Он относится к расходным материалам, и его рекомендуется менять примерно каждые 80 тысяч километров. Срок эксплуатации детали зависит от ее качества. Если установлен дешевый аналог, то прослужит она значительно меньше.
Резина трескается, ремень ослабевает и начинает проскальзывать, вызывая хорошо слышный в салоне свист.
2. Ролики навесного оборудования
Эта проблема характерна для автомобилей с большим пробегом (более 200 тысяч километров). Из-за постоянного трения на поверхности ролика образуется канавка. В таком случае замена ремня не поможет — даже новый ремень будет проскальзывать и болтаться.
3. Компрессор кондиционера

a.d-cd.net
Компрессор отвечает за давление и циркуляцию фреона. При работе кондиционера он функционирует непрерывно и, конечно же, постепенно вырабатывает свой ресурс. Свист может быть вызван утечкой масла.
Внутри компрессора есть электромагнитная муфта с подшипниками и шкивом. Если какая-либо из внутренних деталей повреждена или изношена, возникают дополнительные шумы. Например, пронзительный свист может издавать подшипник, находящийся на грани полного выхода из строя.
4. Терморегулирующий клапан в блоке испарителя
Он отвечает за контроль потока газа, который поступает в испаритель, а также за давление в системе охлаждения. Неправильная настройка, попадание грязи, воды или воздуха могут повлиять на нормальную работу вентиля. В таких случаях иногда возникает свист.
5. Редкая эксплуатация кондиционера
Одна из самых распространенных причин, которая может привести к серьезным проблемам. Если кондиционер используется редко, это может вызвать закисание компрессора. В результате происходит заклинивание шкива и обрыв ремня.
Как устранить свист в машине при включении кондиционера
Безусловно, самый простой совет — обратиться к профессионалам для выяснения, что может свистеть в машине при движении. Но если для этого у вас сейчас нет времени или денег, вы можете проверить кое-что своими силами.
1. Проверьте приводной ремень
Если заметны трещины, следы износа, въевшаяся грязь или торчащие нити, то ремень следует заменить на новый. Возможной причиной свиста может быть слабое натяжение ремня. Сначала проверьте, не вибрирует ли ремень. Если визуальный осмотр не дал результатов, надавите пальцем на участок между шкивом коленчатого вала и компрессором кондиционера с усилием примерно 10 кг. Прогиб ремня должен составлять не более 7–9 миллиметров. Если натяжение слабое, подтяните ремень.

mightymotors.ru
Бывает, что ремень просто затвердел от времени, поэтому можно попробовать побрызгать на него WD-40 или водой. Если свист пропал, значит, дело действительно в этом. Для решения этой проблемы в продаже есть специально разработанные спреи.
Еще один вариант возникновения свиста – технические жидкости на ремне: масло, антифриз или тормозная жидкость. На какое-то время проблему можно решить при помощи талька. Натрите им ремень, свист прекратится.
2. Проверьте подшипники
Чтобы сделать это, нужно снять ремень и найти источник свиста. Проще и быстрее всего вручную покачать и повернуть каждый ролик. Этот метод сработает, если деталь уже значительно изношена. Для более точной диагностики можно использовать стетоскоп. Обычно изношенный ролик заменяют новым.
3. Проверьте состояние терморегулирующего вентиля (ТРВ)
Для этого его необходимо демонтировать. Наиболее часто выходит из строя запорная игла. Если проблема в ней, придется заменить весь узел. Если видимых повреждений нет, проведите техническое обслуживание, очистив и продув сетку-фильтр, расположенную перед иглой. Однако самостоятельно отрегулировать давление не получится.
4. Проверьте компрессор
Возможно, он застрял и ремень проскальзывает. Включите кондиционер и проверьте, вращается ли шкив компрессора, слышны ли при этом посторонние шумы. Порой из строя выходит подшипник, и достаточно его замены, чтобы выйти из ситуации. А вот когда проблема связана с внутренними компонентами компрессора, без его полной замены вряд ли что-то получится.
Часто задаваемые вопросы о свисте в машине
Стоит ли подтягивать ремень ГРМ, чтобы устранить свист?
Некоторые предпочитают сэкономить и надеются устранить свист регулировкой натяжения ремня ГРМ. Иногда это действительно помогает, но только если проблема изначально была в неправильном натяжении ремня или его ослаблении во время работы.
А вот когда дело в поддерживающем ролике, подтяжка никак не поможет. Наоборот, при его перекосе свист может даже усилиться при увеличении натяжения.
В такой ситуации регулировка натяжения является временной мерой и должна сопровождаться визитом в автосервис сразу, как появится такая возможность.
Как предотвратить появление свиста из кондиционера в машине?
Чтобы не столкнуться с неприятным свистом кондиционера, соблюдайте простые правила:
- Проводите профилактическую чистку не реже одного раза в год, так как скопление пыли, грязи и образование плесени могут привести к появлению бактерий.
- Регулярно осматривайте состояние ремня и компрессора на предмет износа или утечек.
- Не позволяйте кондиционеру простаивать длительное время, даже если за окном зима, дайте ему какое-то время поработать.
- Обращайтесь для заправки кондиционера к профессионалам, которые имеют необходимое оборудование и опыт работы с климатическими системами, что минимизирует риск поломки.
Что из неочевидного может свистеть в машине?
Посторонний шум под капотом может возникать не только из-за механических причин, таких как ремни, ролики или подшипники. Свист может также исходить от диодного моста генератора или прогоревшей прокладки выпускного коллектора. На ранних стадиях звук будет похож на свист.
В целом есть немало того, что может свистеть в машине. Если вы слышите необычные звуки, которых раньше не было, важно не откладывать проблему в долгий ящик, а незамедлительно разобраться с источником постороннего шума. Причины могут быть разными, и некоторые грозят вам дорогостоящим ремонтом в случае, если вы пустите дело на самотек.