Что будет, если ехать на ручнике: рекомендации для блондинок и не только
О чем речь? Многие женщины прекрасно знают, что будет, если ехать на ручнике. Поймавший на этом мужчина будет очень громко ругаться. Но это вовсе не значит, что и сильный пол не делает таких ошибок. Просто они не признаются в этом.
Как влияет? Но и опытные автомобилисты, и «чайники» нет-нет да и проезжают пару-тройку километров на ручнике, ругаясь на внезапное снижение тяги и непривычно долгий разгон. Но что на самом деле испытывают внешние и внутренние узлы автомобиля при езде на ручнике?
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что будет автомобилю, если ехать на ручнике
- Последствия для автомобиля на МКПП, АКПП и вариаторе, если долго ехать на ручнике
- Способы решения проблем с ручником
- Что будет, если ехать на ручнике: мнение автопрофи
Что будет автомобилю, если ехать на ручнике
Иногда водители просто забывают снять автомобиль с ручника и начинают движение. Что будет, если ехать на ручнике? Насколько велик при этом оказывается ущерб для технического состояния автомобиля? Как сильно может пострадать тормозная система?
Здесь многое зависит от того, насколько сильно прижаты колодки: если ручка стояночного тормоза поднята на 1-2 щелчка, то проехать так можно и сотню километров. Разумеется, колодки будут дополнительно истираться и нагреваться, но из строя, скорей всего, тормозная система не выйдет. Плюс к тому важно еще, с какой скоростью будет осуществляться езда.
Исследуя состояние колодок, в частности, осуществляя проверку их на нагрев, ни в коем случае нельзя трогать их руками – вы рискуете получить сильные ожоги, потому что в процессе работы металл колодок может разогреваться докрасна. Также нельзя поливать сильно разогретые колодки водой для ускорения их остывания – интенсивная смена температурного режима с большой вероятностью приведет к деформации тормозного диска, и на руле станет ощущаться характерный эффект – биение.
Если по каким-то причинам колодки оказываются прижаты достаточно сильно и не отводятся, но ехать надо, то, во-первых, не стоит разгоняться выше 40 км/ч, а во-вторых, примерно через каждые 10 км нужно делать остановки не менее чем на 15 минут. Если блокировка колес произошла зимой, то скорость движения не должна превышать 25 км/ч. В последнем случае дело не в нагреве тормозной системы, а в поведении машины на скользкой дороге.
40 км/ч – это опасная скорость с точки зрения риска появления заноса, при этом возможности увеличить ее, чтобы машину как бы протащило, у вас не будет (ускориться нельзя из-за колодок). Выход один – ехать на еще меньшей, зато безопасной скорости, останавливаясь каждые 10 км.
Какие же элементы, узлы и детали автомобиля при этом будут изнашиваться в первую очередь?
Главными «жертвами» станут тормозные колодки
Допустим, у автомобиля присутствует отдельная система стояночной блокировки колес. Фрикционный слой у таких колодок отличается пониженной толщиной (они ведь рассчитаны только на то, чтобы фиксировать автомобиль во время стоянки, максимум на уклонах). За одну поездку длиной до сотни километров, пожалуй, такие колодки изотрутся полностью.
Следующие кандидаты на поломку – тормозные диски
Ускоренное истирание дисков здесь совсем не главная неприятность. При непрерывном контакте с колодками при езде диски нагреваются. Причем температура может подняться существенно выше полутысячи градусов.
В таком состоянии металл становится мягким, и возможный контакт с водой с высокой вероятностью приведет к деформации геометрии ротора. Вы почувствуете это, когда на руле начнется характерное биение (вибрация). Именно поэтому при вынужденном движении с не до конца отпущенными тормозами необходимо делать промежуточные остановки (на 15 минут через каждые 10 км).
Страдают также и пыльники
Увеличение температуры может привести к тому, что материал пыльников тормозных цилиндров, а также направляющих изменит свою структуру и потеряет присущую ему эластичность. Единственным эффективным решением здесь является замена пыльников, так как регулярное отслеживание их технического состояния достаточно утомительно.
Оставлять их как есть нельзя, так как внутрь может попасть влага и грязь, что приведет к задирам, закисанию и коррозии на стенках штоков и поршней. Со временем такие повреждения приведут к тому, что менять нужно будет далеко не только суппорт или шток – придется приобретать и устанавливать всю сборку в целом, а это стоит значительно дороже отдельных деталей.
К слову, закисание суппортов способно привести к подтормаживанию колес, будет нарушена равномерность истирания колодок и дисков.
Последствия для автомобиля на МКПП, АКПП и вариаторе, если долго ехать на ручнике
Представьте, что на своем легковом автомобиле вы взяли на прицеп и буксируете… грузовик. Вот то же самое напряжение будут испытывать двигатель с трансмиссией при езде на частично заблокированных колесах.
Последствия здесь могут быть следующие:
- Длительная избыточная нагрузка на двигатель и КПП может привести к появлению поломок как в коробке передач, так и в сцеплении.
- Неравномерно и ускоренно будут изнашиваться покрышки.
- При длительной поездке, даже с учетом промежуточных остановок, скорей всего, не удастся избежать перегрева колодок.
- Также возможен перегрев дисков и суппортов, а также тормозных цилиндров (манжет).
- Подвергнутся сильному износу подшипники ступиц.
Всего этого можно избежать, если внимательно следить за состоянием машины – чувствовать ее.
Последствия на автомобиле с МКПП
Что будет, если ехать на ручнике на механике? Лучше бы, чтобы автомобиль при этом был заднеприводным. Самый благоприятный вариант, это если машина с заблокированными дисками просто не сможет сдвинуться с места. При более негативном развитии событий вы сможете начать езду, но буквально через 2-3 минуты вы почувствуете запах сгорающих фрикционных накладок и быстро затормозите.
Возможно, что успеют перегреться тормозные колодки, тормозные цилиндры и даже диск сцепления. А вот резину на задних ведущих колесах при езде на заблокированных дисках испортить нельзя. И это приятно.
Если же ведущими у машины являются передние колеса, то начать движение на ручнике здесь тоже можно, но только по скользкой поверхности или же по сырому асфальту. В противном случае вы очень быстро осознаете, что машина ведет себя крайне непривычно и опасно.
У переднеприводной машины в основном может пострадать резина на передних колесах – она сотрется. Возможно, потребуется поменять задние тормозные колодки.
Вывод: если после езды с заблокированными стояночным тормозом дисками машина нормально ведет себя при включении обычных тормозов, не испытывает вибраций, а ручник удерживает ее на склоне, то вас можно поздравить – никаких дефектов автомобиль не получил. Вам повезло.
Последствия на автомобиле с АКПП
Что будет если ехать на ручнике на автомате недолго? Колеса, тормозная система, а также другие детали ходовой испытают ровно те же перегрузки, которые описаны выше. Однако добавится еще одна угроза – перегрев самой трансмиссии, так как станет повышаться температура фрикционов внутри самой коробки передач. Впрочем, если блокировка колес не сильная, то эта проблема будет решаться сама собой, так как современные АКПП оснащаются собственными радиаторами.
В случае если после завершения движения на включенном стояночном тормозе коробка передач не ушла в аварийный режим, если на руле не чувствуется характерного биения, а ручник держит машину на склоне, значит, опять же, вам повезло и никаких дорогостоящих поломок не произошло.
Последствия на автомобиле с вариатором
А вот это наиболее опасный вариант. У вариаторной передачи крутящего момента жесткая связь между первичным и вторичным валами отсутствует, а потому ремень может проскальзывать на конусах. Усиление сопротивления со стороны вторичного вала приведет к усилению проскальзывания, в результате чего ремень может очень быстро прийти в негодность.
Вообще, главный эффект при движении на неснятом ручнике – это трение, которое будет проявляться как на тормозных дисках, так и на всевозможных фрикционах. Будьте внимательны за рулем и немедленно останавливайтесь, если почувствуете запах гари.
Способы решения проблем с ручником
- Если колодки примерзли
- Если колодки прикипели
В данном случае перед началом движения полейте на колодки горячую воду из чайника. При этом в начале движения не рекомендуется развивать высокую скорость.
Если автомобиль длительное время находится на стоянке на ручнике, то колодки могут закиснуть (или прикипеть) в прижатом состоянии, образовав с барабаном единое целое (из ржавчины и металла). Недопустимо пытаться начинать движение в таком состоянии – попробуйте разделить колодки и барабан, постучав по ним молотком. Помните, бить по дискам или барабанам недопустимо, если, конечно, вы не хотите при движении получить дополнительную вибрацию.
- Если в пути заклинил ручник
Разумеется, нужно стараться никогда не ездить на неотпущенных тормозах, но уж если такое случилось, то лучшим решением будет добраться до ближайшего автосервиса с соблюдением изложенных выше рекомендаций.
Если же автосервис слишком далеко, то попробуйте снять колесо и молотком постучать по суппорту стояночного тормоза. В случае если это не помогает, а тормозной диск зажало сильно, то остается только кусачками перекусить трос ручника. И помните, все указанные действия нужно осуществлять только после полного остывания тормозной системы, иначе вы можете получить крайне болезненные ожоги.
- Если заклинил электронный ручник
Следует начинать с проверки предохранителя сервопривода ручного тормоза. Для этого нужно снять колесо и отсоединить разъем от сервопривода. После этого на контакты электропривода следует подать напряжение напрямую от аккумулятора. Если дефект кроется в кнопке или же проводке от электронного блока управления к сервоприводу, то выполнение указанного алгоритма поможет разблокировать электронный ручник.
Если же нет, то попробуйте изменить полярности подключения. Теоретически, внутренний моторчик должен откликнуться и включиться. Если же этого не происходит, значит, скорей всего, он сгорел полностью или частично. Но в любом случае его усилий не хватает на разблокировку застрявшей системы. Моторчик необязательно сгорел – неисправность может быть в чем-то еще, поэтому, чтобы его случайно не сжечь, не подключайте его к АКБ дольше чем на 3 секунды.
Наиболее частая причина заклинивания электронного ручника – это попавшая внутрь влага, в результате чего отдельные составные части электромотора окисляются и прикисают друг к другу. Еще зачастую истираются щетки на коллекторе. Исправная работа данного механизма должна происходить практически бесшумно.
Если система издает треск и сильно гудит, то не стоит ждать – следует немедленно произвести ее диагностику, чтобы избежать более неприятной ситуации, связанной с необходимостью ехать с заклинившим стояночным тормозом.
Что будет, если ехать на ручнике: мнение автопрофи
- Не стоит врать механику, даже если «затупил» с ручником
- Забыл опустить ручник? Готовь много денег!
- О том, как полезно проверять лампочки на «приборке»
- Да, это проблема блондинок
- Звуковой сигнал на ручник для тех, кто в танке
«Многое зависит от того, как сильно вы затянули ручник. Если слегка, то, скорей всего, обойдется. Но если машина была поставлена на стояночный тормоз основательно, то может оборваться трос или погнутся рычаги внутри барабана. Потребуется серьезный, дорогостоящий ремонт с заменой деталей.
Но что будет, если ехать на ручнике со слабой затяжкой? Как правило, это не приводит ни к чему более негативному, чем к усиленному истиранию колодок. Еще может деформироваться тормозной диск или барабан, также иногда отклеиваются фрикционные накладки. Если затянуть тормоз чуть сильнее, то тут уже появляется угроза тормозным цилиндрам, которые могут потечь, манжетам и уплотнениям. В любом случае нужно ехать на СТО.

Во избежание длительного дорогостоящего тестирования механикам следует точно пересказать последовательность происшедших событий. А чинить все самостоятельно в гараже при этом крайне не рекомендуется – диагностикой и исправлением дефектов должны заниматься профессионалы».
«Если не снять с ручника машину с вариатором и попытаться при этом начать движение, то ремень однозначно начнет проскальзывать, что в геометрической прогрессии ускорит его износ. Иногда бывает достаточно проехать всего 4-5 км, чтобы ремень порвался.
Последствия просты – при работающем двигателе теряется какая-либо возможность двигаться. Стоимость ремонта – не менее 80 тыс. рублей».
«На подтянутом не до упора ручнике иногда проезжают и по сотне километров, прежде чем замечают, что ручка поднята. Правда, обычно при этом удивляются, что машина как-то сильно теряет в приемистости. Чтобы такого не допускать, во-первых, нужно убрать от водительского кресла все посторонние предметы (типа курток и прочей одежды, которую имеют обыкновение класть на ручник – очень удобно ведь). А во-вторых, проверяйте состояние сигнальных лампочек на панели приборов».
«Сразу же после того, как забрали машину у перегонщиков, поехали на работу. Ехали на двух машинах, моя – ведомая. Машину я, естественно, еще не успела почувствовать, но ехали мы где-то под 80 км/ч. Ощущение такое, что как будто телепаюсь. Только в пробке заметила, что горит индикатор. Вначале испугалась, что новую тачку сломала, но друг успокоил – надо было просто с ручника снять! Хорошо, что без неприятных последствий обошлось».

«Чтобы не забывать снять с ручника, нужно к световому индикатору подключать еще и звуковую "пиликалку", чтобы издавала сигнал, пока лампочка горит. Это реально помогает не доводить машину до серьезного ремонта».
Перед началом движения автомобиль следует проверить: включить и выключить фары, поворотники, осуществить пробу тормозов и, конечно же, проверить ручник. Потому что «с ручки» забывают снять даже очень опытные водители.