Через сколько менять моторное масло
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Почему моторное масло нуждается в регулярной замене
- Через сколько надо менять моторное масло в действительности
- Через сколько нужно менять моторное масло исходя из расчета по моточасам
- Через сколько менять моторное масло по мнению автовладельцев
Через сколько менять моторное масло? Вопрос вовсе не праздный. Дело в том, что многие автовладельцы не слишком доверяют предоставленной изготовителем ТС информации. И во многих случаях совершенно правильно делают.
Иногда, если без раздумий следовать озвученным в инструкции рекомендациям, можно «попасть на деньги». Периодичность замены моторного масла зависит от условий эксплуатации машины, ее технического состояния, пробега и многих других факторов.
Почему моторное масло нуждается в регулярной замене
Грозят ли вашей машине неприятности, если в течение длительного времени не менять в ней моторное масло? Чтобы получить об этом полное представление, нужно разобраться для начала, зачем вообще оно используется и почему столь значимо. Состоит моторное масло из «базы» и присадок, защищающих детали автомобильного двигателя.
Когда машина активно используется и просто стоит, присадки подвергаются химическому воздействию. Чем больше автомобиль находится в движении, тем скорее они разрушаются. В двигателе образуются отложения, проходят окислительные реакции с отдельными компонентами смазки, меняется вязкость и соотношение pH-кислотности последней. Все эти факторы говорят о необходимости менять масло хотя бы один раз в год.
Часто сами производители авто и комплектующих к ним дают рекомендации, через сколько менять моторное масло. Срок его службы определяется не по пробегу автомобиля, а по периоду его эксплуатации и считается в месяцах.
Когда нагрузка повышенная, описанные негативные процессы в моторном масле ускоряются. Особенно этому способствуют высокие температуры. Однако изготовители постоянно работают над улучшением технологии производства и химического состава моторных масел. В результате усовершенствованный продукт их работы может справляться с загрязнением и повышенной температурой.
Существует несколько негативных результатов несвоевременной замены масла:
- Появление отложений. Их причиной является процесс разрушения присадок или загрязнение эмульсии продуктами сгорания в картере двигателя. В результате мощность мотора сильно снижается, увеличивается количество токсичных веществ в выхлопных газах.
- Серьезный износ двигателя. Причины – моторное масло теряет необходимые параметры вследствие измененного состава присадок.
- Усиление вязкости. Такое происходит, например, при окислении или нарушении полимеризации присадок из-за неверного выбора масла и влечет уменьшение его циркуляции. Возрастает угроза преждевременного износа всего двигателя или отдельных его частей. Также вероятны сложности, даже отказ мотора при запуске на холодную, если возникнет ситуация масляного голодания.
- Проворот шатунных вкладышей. Если состав густеет, засоряется масляный канал. Причем понятно, что чем уже его поперечный диаметр, тем сильнее нагрузка на шатунные вкладыши. Поэтому происходит их перегрев и проворот.
- Критический износ турбокомпрессора (если он имеется). Возрастает риск поломки ротора, так как вал компрессора и подшипников подвергаются сильному воздействию отработанной смазки. От этого данные детали приобретают различные мелкие дефекты, царапины. Засоренное масло вызывает загрязнение и каналов смазки компрессора, он может заклинить.
Перечисленные дефекты наиболее характерны для городских автомобилей. Известно, что именно в подобных условиях эксплуатации – при регулярных пробках и прочих минусах поездок по мегаполису – двигатель изнашивается быстрее.
Через сколько надо менять моторное масло в действительности
В процессе своего использования моторное масло проходит три стадии.
Переходы в новое (худшее) состояние позволяют определить, через сколько километров его нужно менять при езде автомобиля как в городе, так и по трассе:
- Чистое (до 7,5 тыс. км) – здесь гарантировано первозданное состояния мотора.
- Рабочее (8–15 тыс. км) – эмульсия сильно загрязняется, теряет большинство функциональных свойств (состояние, при котором могут произойти дефекты силовой установки).
- Аварийное (более 15 тыс. км) – происходит сильный засор маслосистемы, усиливается процесс трения, следовательно, возникает угроза быстрого выхода деталей из строя.
Любой автомобиль обладает индивидуальным сроком замены смазывающего состава в двигателе. Период его службы пропорционален условиям работы конкретного транспортного средства. Например, автомобиль для выходных используется, в основном, на дальние расстояния. Если функционирование двигателя устраивает, замену масла производите в соответствии с рекомендациями сервисной книги.
Немаловажно знать, что даже автомобиль, простоявший год с новым смазывающим составом либо проехавший незначительные расстояния, нуждается в замене масла. Дело в том, что его химический состав от простоя видоизменяется.
Передвижение автомобиля в режиме пробок наносит непоправимый вред эмульсии, размещенной в картере. Она портится вследствие попадания в состав несгоревшего топлива и картерных газов. Также емкость не успевает охлаждаться до должного уровня. Все это создает условия для окисления состава – явления, прямо скажем, деструктивного. Добавим, что при низких оборотах снижаются смазывающие условия ЦПГ. В результате все продукты износа попадут в картер.
Автомобиль в крупном мегаполисе обычно преодолевает не более 20–30 км в сутки при средней скорости 20 км/ч. Отметим, что когда силовая установка эксплуатируется бесперебойно в течение нескольких часов, на свечах и в камере внутреннего сгорания формируется черный нагар. Понятно, что за 3-4 часа по открытой трассе можно преодолеть несравнимо большее расстояние, чем по пробкам.
При таких условиях опираться лишь на показания одометра просто опасно: 15 000 км эмульсия не выдержит. Менять моторное масло необходимо согласно пробегу по дорогам мегаполиса. То есть показания компьютера следует разделить на 2,5–3. В этом случае можно сохранить работоспособность двигателя на более долгий период.
Современные автомобили зачастую оснащены ЭБУ, которые регулярно контролируют, когда необходимо менять эмульсию. Итоговое решение высчитывается на основе эмпирической методики. Расчеты опираются на следующие данные – среднее число оборотов, температура самого моторного масла и двигателя, количество произведенных холодных пусков, наиболее характерный скоростной режим и т. п. Также компьютер учитывает допустимые погрешности. Исходя из этого, можно сказать, что результат расчета, когда нужно менять масло в двигателе, будет иметь все же приблизительный характер.
Для наших автомагазинов нередки случаи реализации некачественных и поддельных моторных масел. А на отечественных заправках и топливо очень часто не соответствует высоким стандартам. Поэтому, зная все тонкости современных реалий, автовладельцу желательно корректировать периодичность замены моторного масла.
Через сколько нужно менять моторное масло исходя из расчета по моточасам
Оптимально определять время замены моторной смазки по моточасам. На практике перевести километры в моточасы и на основании этого результата получить достоверный ответ трудно. Рассмотрим детально две методики вычисления, через сколько менять моторное масло – синтетику и не только. Ваше авто должно быть оборудовано ЭБУ для определения средней скорости и расчета расхода бензина за пройденную тысячу километров. Причем при большем пробеге вычисления получатся точнее.
Первый метод– определение срока с учетом скорости. Исходными данными являются средняя скорость машины за последние тысячи километров и рекомендации производителя, после какой отметки пробега менять эмульсию. Например, перед заменой масла накопленный пробег составлял 15 000 км, а средняя скорость в черте мегаполиса – 29,5 км/ч.
Чтобы определить число моточасов, нужно, как помним из школьной программы, пройденное расстояние поделить на скорость. Выражение для вычисления будет иметь вид:
15 000 / 29,5 = 508 моточасов.
Тем самым мы определили, что, учитывая данные условия, для обновления моторного масла следует применять продукт с ресурсом 508 моточасов. Однако автопроизводители таких составов сейчас не предлагают.
Ниже приводим таблицу различных видов моторных масел с соответствующими значениями моточасов по API (American Petroleum Institute):
Таблица соответствия масел ресурсным моточасам |
|
Тип масла |
Ресурсное количество моточасов |
Минеральное |
150 |
Полусинтетическое |
250 |
Синтетические масла |
|
API SJ/SL |
250 |
API SM/SN |
300–350 |
Полиальфаолефины |
350–400 |
Эстеры |
400–450 |
Допустим, в транспортном средстве применяется моторное масло класса SM/SN с рабочим ресурсом 350 моточасов. Для расчета пробега автомобиля эти 350 моточасов умножаем на среднюю скорость 29,5 км/ч. В итоге выйдет 10 325 км. Легко заметить, что итоговое значение сильно отличается от указанного производителем. А если взять среднюю скорость 21,5 км/ч (что будет ближе к истине в условиях преодоления городских пробок), то результат умножения на 350 моточасов получится таким: 7 525 км пробега. То есть указанный производителем пробег приходится уменьшать в 1,5–2 раза.
Второй метод базируется на учете потребляемого бензина. Учитываются следующие данные: количество топлива, расходуемого машиной на 100 км согласно паспорту, и реальное его значение. Оно берется из упомянутого выше ЭБУ. Допустим, согласно данным в паспорте, машина «съедает» 8 л за 100 км, а на практике – 10,6 л за 100 км. Пробег, определяющий срок замены, сохраняется тем же – 15 000 км.
Составим выражение для вычисления и определим, сколько двигатель теоретически «возьмет» топлива на 15 000 км:
15 000 км × 8 л / 100 км = 1 200 л.
Проведем такие вычисления для фактических показаний:
15 000 × 10,6 / 100 = 1 590 л.
Далее рассчитываем, при каком расстоянии следует фактически менять масло (то есть сколько километров «железный конь» преодолеет на теоретических 1 200 л топлива).
1200 л × 15 000 км / 1590 л = 11 320 км.
Но самым простым и наглядным способом остается визуальный осмотр состояния моторного масла. Для этого не ленитесь периодически проверять, не загустело и не подгорело ли оно.
Его состояние проверяют на глаз. Если моторное масло стекает со щупа как вода, то это явный признак того, что его нужно срочно менять.
Еще один «народный» метод проверки – по растеканию состава по салфетке. Очень жидкое моторное масло образует обширное пятно. Это тоже показатель того, что его следует менять. Не затягивайте с визитом в автосервис или проведите замену самостоятельно!
Через сколько километров менять моторное масло: мнения автовладельцев
- Реже заводишь – больше внимания.
«Насколько я помню, в инструкции прописано: менять нужно после 15 000 км эксплуатации авто в обычных условиях и уменьшить вполовину этот пробег в тяжелых, к которым причисляется и езда в городе. Но в то же время замену производить не реже одного раза в год. Отмечу, что редкое использование транспортного средства также является признаком сложных эксплуатационных условий. Если мотор заводят раз в неделю или того реже, он должен быть на особом контроле. Смазку в нем следует менять более часто, чем указано производителем. Это связано с тем, что в двигателе происходит образование конденсата. Когда простой автомобиля затягивается, с продуктами сгорания топлива соединяется сформировавшийся конденсат. А он представляет собой достаточно сильную кислоту, способную разъедать двигатель изнутри».
- Последствий не было.
«Я опираюсь и на рекомендации производителей, и на личный опыт. Например, было время, когда эксплуатировал машину довольно редко. Делал капельные пробы и заменял моторное масло исходя из пробега – после каждых 15000 км, раз в два года. Что могу отметить? Никаких негативных последствий не проявилось. Инструкции все же не дураки пишут».
- Зачем тратить лишнее?
«Производитель рекомендует (и, скорее всего, для подстраховки с запасом) менять масло через 20 000 км и более. Если это так, то зачем я буду слушать заинтересованных работников станций техобслуживания и менять чаще? Я бы рекомендовал контролировать состояние самого состава.
Если вдруг масло быстро густеет, темнеет, то и 10 000 км ждать не советую. На мой взгляд, надо прислушиваться к рекомендациям автопроизводителей, а не работников на СТО. Тем лишь бы подзаработать. Зачем тратить лишние деньги? Впрочем, каждый имеет право на собственное мнение с учетом индивидуальных особенностей эксплуатации транспортного средства».
- Лучше не экономить.
«Вообще говоря, производители указывают: очередная замена моторного масла должна быть НЕ ПОЗЖЕ, чем после пробега в 15 000 км. Значит, не возбраняется менять и раньше. Я стараюсь это делать через 10 000 км. Полагаю, экономить в данном вопросе ни к чему».
- Главное – хороший фильтр и проверенное масло.
«Принимая во внимание свой накопленный опыт и чужие отзывы, решил менять моторное масло через каждые 20 000 км. Хотя можно было бы и через 25 000. Сейчас использую полусинтетическое масло Castrol. Раньше, имея авто Subaru LEGACY на газу, через каждые 20 000 км старался менять, независимо от качества остатка! Хотя мог бы и 30 000 проехать, смазка еще вполне соответствовала требованиям.
На газе движок работает мягко, свечи не загрязняются, масло не смывается бензином со стенок – красота! Я заметил, что при этом режиме движки не изнашиваются слишком быстро и потребление смазки не повышается. Качественный фильтр и хорошее моторное масло – гарантия долгосрочной службы двигателя!»