Чем отличается дизельное топливо от бензина: что нужно знать водителю
Чем отличается дизельное топливо от бензина? Разница в способах производства и эксплуатации автомобилей. Солярка делится на виды по температуре использования (летняя, зимняя, арктическая), а бензин – по октановому числу, то есть предельному сжатию топлива до детонации.
На что обратить внимание? Моторы на солярке считаются более экономичными в работе, но и более требовательными к качеству топлива. Бензиновые двигатели, как правило, мощнее при схожих параметрах, но и более «прожорливые». Плюсов и минусов хватает, поэтому окончательный выбор будет сделать сложно.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Чем отличается производство дизельного топлива и бензина
Технологический процесс изготовления топлива определяется его химическим составом и особенностями переработки исходного сырья. Давайте изучим ключевые аспекты производства различных видов горючего.
zr.ru
Производство дизельного топлива:
- Первичная переработка нефти начинается с процесса фракционирования, при котором сырье разделяется на фракции с различными температурами кипения. Дизельное топливо получают из более тяжелых фракций, характеризующихся высокой температурой кипения.
- Очистка сырья осуществляется методом гидроочистки. В ходе этого процесса фракции обрабатываются водородом и специальными катализаторами, что позволяет удалить серу, азот и другие нежелательные примеси, значительно повышая качество и чистоту конечного продукта.
- Глубокая переработка некоторых производителей включает гидрокрекинг. Этот метод предполагает обработку фракций при высоких давлении и температуре в присутствии водорода и катализаторов. Процесс позволяет преобразовать тяжелые углеводороды в более легкие, существенно улучшая характеристики и эффективность дизельного топлива.
Производство бензина:
- Основной процесс включает крекинг, при котором тяжелые нефтяные фракции или газы подвергаются термическому разложению под воздействием высоких температуры и давления. В результате тяжелые углеводороды преобразуются в более легкие соединения, пригодные для производства бензина.
- Улучшение качества осуществляется методом риформинга (ароматизации). В ходе каталитического преобразования фракции повышают октановое число и общее качество топлива.
- Модернизация продукта происходит за счет добавления специальных присадок: антидетонационных добавок, очистителей и антиокислителей. Эти компоненты улучшают эксплуатационные характеристики, стабильность топлива и обеспечивают защиту двигателя.
- Контроль качества завершается разделением бензина на различные сорта в соответствии с октановым числом и другими характеристиками. Каждый сорт должен строго соответствовать действующим техническим нормам и стандартам качества.
Чем отличается дизельное топливо от бензина в эксплуатации
ДТ производится из керосиново-газойлевых фракций, получаемых путем прямой перегонки нефти, и это главное, чем отличается дизельное топливо от бензина. Эти фракции характеризуются большей «тяжестью» — они содержат более сложные углеводородные соединения, что обуславливает повышенные показатели вязкости, температуры кипения и вспышки дизельного топлива.
В зависимости от климатических условий эксплуатации выделяют четыре основных типа дизельного топлива: летнее, межсезонное, зимнее и арктическое. Ключевое различие между этими видами заключается в температуре застывания — моменте, при котором топливо теряет свою текучесть и перестает проходить через топливные фильтры из-за низких температур. Летнее дизельное топливо сохраняет текучесть до -5 °C, в то время как арктическое позволяет эксплуатацию при температурах ниже -40 °C. Соблюдать сезонность использования дизельного топлива крайне важно.
yandex.ru
Бензин представляет собой топливную смесь, полученную при переработке нефти, но в отличие от дизельного топлива, он содержит более простые углеводороды с меньшим количеством атомов углерода в молекуле, что делает его легче, прозрачнее и текучее. В России существуют четыре основных сорта бензина: АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98, хотя на многих автозаправках также можно встретить нестандартный АИ-100. Октановое число, указанное в маркировке, характеризует предельное сжатие бензиново-воздушной смеси, при котором она горит без детонации.
Несмотря на распространенное мнение более высокое октановое число не всегда означает лучшее качество топлива. Оба вида топлива – бензин и дизель – используются в двигателях внутреннего сгорания, однако их конструкции кардинально различаются. Дизельный двигатель работает по принципу самовоспламенения: в нем отсутствует система свечей зажигания, а топливовоздушная смесь загорается самостоятельно из-за высокого давления и нагрева при сжатии.
В свою очередь, бензиновый двигатель не допускает детонации – в нем смесь воздуха и топлива сжимается, а затем поджигается искрой от свечи зажигания.
Основное, чем отличается дизельное топливо от бензина, это химический состав. Дизельное топливо, или солярка (как его часто называют в народе, что является наследием времен СССР и происходит от немецкого слова Solarol – «солнечное масло»), является более тяжелой фракцией. Это свойство обуславливает его преимущество – при сгорании солярка выделяет больше энергии, что повышает КПД двигателя. В то же время бензин сгорает более активно, что отражается на большем расходе топлива на одинаковых дистанциях.
Важным фактором для российских условий является поведение топлива при низких температурах. Дизельное топливо чувствительно к холоду – оно густеет, хуже воспламеняется и горит, что может привести к проблемам с запуском двигателя при некачественном топливе или неправильном выборе сезонности. Бензин же практически не теряет своих свойств на морозе, лишь хуже испаряется, что обеспечивает более надежную работу двигателя при заряженном аккумуляторе.
Долгое время считалось, что бензиновые двигатели работают тише дизельных, которые издают характерные вибрации и «тракторный» звук. Однако современные дизельные агрегаты практически не отличаются по уровню шума от бензиновых аналогов.
Что касается стоимости, то если раньше дизельное топливо было значительно дешевле бензина, то сейчас цены практически сравнялись, а в зимний период дизель может стоить даже дороже из-за добавления специальных присадок. При этом более высокая стоимость литра дизельного топлива компенсируется его меньшим расходом.
the-tenge.kz
В настоящее время сложно определить явного лидера с точки зрения экологической безопасности. Современные автомобили в заводской комплектации, будь то бензиновые или дизельные двигатели, проходят одинаковую сертификацию по экологическим стандартам. Международные комиссии устанавливают единые требования к выбросам, и производители адаптируют под них все модели независимо от типа двигателя внутреннего сгорания.
Однако стоит отметить, что соответствовать ужесточающимся экологическим нормам дизельным двигателям значительно сложнее и дороже. Это обусловлено повышенным содержанием сажи (углерода) в выхлопных газах дизельных моторов.
Существует мнение о том, что ремонт дизельного двигателя обходится дороже, но и срок его службы больше. При регулярном техническом обслуживании стоимость запчастей для одной и той же модели автомобиля с разными типами двигателей практически одинакова. Надежность же в первую очередь зависит от качества конкретной модели двигателя. Что касается капитального ремонта, его результаты сложно предсказать заранее.
В истории автомобилестроения есть примеры как дизельных, так и бензиновых двигателей-«миллионников». Поэтому делать однозначные выводы о надежности и стоимости обслуживания в целом некорректно – все зависит от конкретной модификации двигателя.
Ситуация с доступностью топлива на заправках также неоднозначна. Как дизельное, так и бензиновое топливо обычно можно найти даже в удаленных населенных пунктах. Однако проблемы могут возникнуть с качеством топлива. В случае с бензиновым двигателем ситуацию иногда можно исправить, залив топливо с более высоким октановым числом. А вот современный дизельный двигатель, особенно его топливная аппаратура, может серьезно пострадать от подобной заправки.
Плюсы и минусы дизельного топлива и бензина
Анализируя, чем отличается дизельное топливо от бензина, можно определить преимущества и недостатки каждого из них.
Дизельное топливо, благодаря своей сложной структуре углеводородных цепочек, обладает рядом существенных достоинств:
- отсутствие необходимости в системе зажигания искрой, что делает двигатели менее подверженными рискам, связанным с воспламенением топлива;
- эффективность – на каждый километр пути требуется на 20-40 % меньше ДТ по сравнению с бензином, что обусловлено более высоким выделением энергии при сгорании;
- дизельные двигатели отличаются исключительной долговечностью – они способны проходить до 500 тысяч километров до капитального ремонта, тогда как бензиновые аналоги в среднем выдерживают около 200-250 тысяч километров;
- стабильная тяга на любых оборотах двигателя;
- при сгорании выделяется меньше вредных веществ;
- универсальность – помимо автомобильного транспорта, оно широко используется в железнодорожном транспорте, котельных и системах отопления.
petroleumservicecompany.com
Однако у ДТ есть и определенные недостатки:
- длительный период прогрева двигателя;
- сложности с запуском в холодное время года;
- более высокая стоимость технического обслуживания;
- увеличенный вес автомобиля из-за массивности дизельного двигателя;
- необходимость учитывать сезонность топлива при эксплуатации.
Преимущества бензина:
- бензиновые моторы способны развивать более высокие обороты, что особенно важно для спортивной и скоростной езды;
- для российских автомобилистов такой тип двигателя является более привычным и традиционным выбором;
- быстрый прогрев двигателя и меньшая чувствительность к качеству топлива;
- при одинаковых технических характеристиках бензиновый двигатель работает значительно тише дизельного.
Однако у бензина есть и определенные недостатки:
- повышенный расход топлива на километр пробега;
- более высокая взрывоопасность;
- более быстрый износ двигателя.
Именно благодаря небольшому количеству существенных недостатков бензиновые двигатели получили широкое распространение на легковых автомобилях, особенно в условиях городской эксплуатации. В российских реалиях дополнительным преимуществом становится возможность перевода бензинового двигателя на газовое топливо, что позволяет снизить расходы на горючее примерно на треть. Стоит отметить, что при таком переходе мощность двигателя обычно снижается на 10 %.
Часто задаваемые вопросы об отличии дизельного топлива от бензина
Каковы последствия заправки бензиновой машины дизельным топливом?
До запуска двигателя наличие солярки в баке бензиновой машины относительно безопасно. Однако как только активируется топливный насос и дизтопливо попадает в топливную систему, возникает серьезная угроза для двигателя. Наибольший вред наносится при попытке завести мотор на смеси топлива. В этом случае страдают свечи зажигания и форсунки впрыска, а в худшем случае могут выйти из строя катализатор и элементы поршневой группы.
Каковы последствия заправки дизельного автомобиля бензином?
Небольшая примесь бензина (до 5 %) в дизельном топливе обычно не причиняет вреда двигателю. Однако превышение этого порога может привести к серьезным поломкам, включая повреждение топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок. Особенно опасно то, что бензин может вызвать детонацию в камере сгорания, что приведет к разрушению поршневых колец и повреждению самих поршней.
Как различить бензин и ДТ?
Для определения типа топлива в канистре необходимо обратить внимание на два основных признака. Во-первых, запах: у бензина он резкий и характерный, напоминающий растворитель, в то время как дизельное топливо обладает менее выраженным запахом. Во-вторых, текстура: дизельное топливо на ощупь маслянистое из-за содержания парафина, а бензин при растирании между пальцами вызывает сухой скрип из-за обезжиривающего эффекта (аналогичный эффект может давать арктическое дизельное топливо).
При выборе типа топлива необходимо понимать, чем отличается дизельное топливо от бензина, и учитывать специфику использования автомобиля. Дизельные двигатели предпочтительны для тех, кто часто преодолевает большие расстояния или перевозит грузы, благодаря их экономичности и мощному крутящему моменту. Бензиновые двигатели лучше подходят для городской эксплуатации и обеспечивают более плавный ход и высокую динамику разгона.