/ Барабанные тормоза
СтатьиВ статье говорится о том, что собой представляют барабанные тормоза. Их конструкция отличается от дисковых и имеет свои плюсы и минусы. У барабанных тормозов есть особенности в обслуживании, которые надо обязательно учитывать
Лого https://rad-star.ru/
Барабанные тормоза: конструкция и принцип работы

Барабанные тормоза: конструкция и принцип работы

Барабанные тормоза: конструкция и принцип работы
31.10.2022
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

О чем речь? Барабанные тормоза – это один из двух типов организации тормозной системы автомобиля. Данный вид известен очень давно, и многие считают его устаревшим и нетехнологичным, другие же говорят о надежности конструкции, проверенной временем.

На что обратить внимание? В целом барабанные тормоза действительно устаревают с каждым годом, и все больше даже бюджетные модели оснащаются дисковыми механизмами. Однако при должном обслуживании они справляются со своей задачей, не обременяя бюджет владельца.

 

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Конструкция барабанных тормозов
  • Принцип работы барабанных тормозов
  • Отличия барабанных тормозов от дисковых
  • Плюсы и минусы барабанных тормозов
  • Обслуживание барабанных тормозов
  • Отзывы автолюбителей о барабанных тормозах

Конструкция барабанных тормозов

Тормозная система любого типа предназначена для регулировки скоростного режима движения, и барабанные тормоза здесь не исключение. Особенность такого механизма в том, что устанавливается он на задней оси и имеет дополнительную функцию стояночного блокиратора.

Главным конструктивным элементом данных тормозов является барабан (по-другому, металлическая чаша), который крепится к колесной ступице заднего колеса. Именно к барабану прижимаются колодки, создавая достаточное трение для снижения скорости вращения колеса.

Конструкция барабанных тормозов

Задние барабанные тормоза имеют следующие составные части:

  • Тормозной барабан. Его изготавливают из легированного чугуна. Добавки дополнительно сообщают стойкому к истиранию высокоуглеродистому железу повышенную прочность. Кроме того, внутреннюю поверхность барабана, к которой прижимаются колодки, тщательно шлифуют. Барабан крепится на опорном валу, при этом в барабан с помощью пресса вставляется гнездо для подшипника, а затем и сам подшипник.
  • Колодки барабанных тормозов. Их две, они металлические и имеют полукруглую форму. На рабочей поверхности колодки располагается фрикционная накладка, которая выполняется из материала на основе асбеста.
  • Тормозной гидравлический цилиндр. Его корпус выполняется также из чугуна (с целью удешевления), а внутри него под давлением тормозной жидкости перемещается стальной поршень. В цилиндре присутствует спускной клапан, предназначенный для стравливания воздуха из гидравлической системы. А для уплотнения системы штоки поршней проходят через специальные манжеты.
  • Нижняя и верхняя стяжные пружины. Их задача – работать на сжатие и обеспечивать расхождение тормозных колодок после того, как педаль тормоза будет отжата.
  • Защитный диск. Он монтируется на ступицу.
  • Распорная планка. Это металлическая пластина со специальными вырезами. Она нужна для того, чтобы устанавливать механизм «самоподвода». Распорная планка задействует вторую тормозную колодку для активации режима стояночного тормоза. Такая планка присутствует в барабанных механизмах, у которых один тормозной цилиндр.
  • Механизм «самоподвода». Это 2 эксцентрика, которые установлены внутри корпуса защитного диска. В задачу такого механизма входит разведение колодок в случае, если у них износились фрикционные накладки.
Составные части барабанных тормозов

Существуют следующие разновидности барабанных тормозов:

  • Simplex – с одним разжимным устройством.
  • Duplex – с индивидуальным приводом.
  • Duo-Duplex – с двумя разжимными механизмами.
  • Servo – с наибольшим усилением.
  • Duo-Servo – с функцией самоусиления, вне зависимости от направления вращения барабана.

Механическое самоусиление – характерное существенное преимущество барабанных тормозов. Нижние части колодок между собой соединены, и эффект самоусиления заключается в том, что трение передней колодки о тормозной барабан делает сильнее прижим к барабану задней тормозной колодки.

Такое усиление обычно проявляется при движении вперед. Но вот у барабанного тормозного механизма Duo-Servo оно возникает и при движении назад. Эффект увеличивает усилие нажатия от двух до четырех раз, а в механизме Servo – сразу в 6 раз.

В барабанных тормозах применяются устройства, компенсирующие рост термического зазора, – расстояния между поверхностью накладки и барабаном для расширения при нагревании. Фирма Bosch создала такое устройство, исследовав эффект деформации биметаллической пружины во время нагревания тормозного механизма выше 80 град. Цельсия.

У всех пружин (различного назначения), используемых в тормозных механизмах, со временем снижаются упругие свойства. Этот факт ни в коем случае нельзя игнорировать, и пружины следует вовремя заменять.

Принцип работы барабанных тормозов

Работа барабанных тормозных механизмов происходит так:

  1. Водитель нажимает на тормозную педаль, приводя в движение поршень цилиндра, из-за чего в тормозной системе повышается давление жидкости.
  2. Гидравлическое давление передается поршню тормозного рабочего цилиндра.
  3. Усилие поршня рабочего цилиндра намного превышает упругость стяжных пружин. Поршни приводят в действие тормозные колодки.
  4. Колодки давят на рабочую поверхность барабана, в результате чего он замедляет скорость вращения.
  5. Трение между фрикционными накладками тормозных колодок и барабаном приводит к торможению колеса.
  6. Как только нажим на педаль тормоза снимается, стяжные пружины легко превозмогают отсутствующее давление внутри гидравлической системы и мгновенно отводят колодки от барабана.
  7. Фрикционные накладки передней колодки прижимаются к барабану намного сильнее, чем задние. Поэтому износ передних и задних колодок одних и тех же барабанных тормозов отличается, и во время очередного технического осмотра это нужно принимать во внимание.
Принцип работы

Отличие барабанных тормозов от дисковых

Система дисковых тормозов намного более открыта, чем барабанная. Для ремонтников здесь все элементы располагаются на виду, детали легко очищаются от загрязнений, а кроме того, большая поверхность диска не прикрыта, а потому меньше нагревается и быстрее остывает. Правда, в ничем не прикрытые взаимодействующие элементы набивается абразив, что способствует их износу, но в целом дисковые тормоза удобнее в обслуживании, чем барабанные.

Последние имеют закрытый механизм. Торможение осуществляется посредством взаимодействия колодок со внутренней стороной чугунного барабана, который непосредственно закреплен на оси. Большая часть поверхности барабана оказывается «закрыта» колодками, что иногда приводит к перегреванию тугоплавкой чугунной поверхности барабана.

Но хотя барабанные тормоза устроены сложнее, их обслуживание обходится дешевле дисковых. Кроме того, в отличие от дисковых тормозов, где перегретые диски могут запросто лопнуть после попадания на них воды, барабанная система совсем не боится влаги (главным образом благодаря своей закрытости).

Плюсы и минусы барабанных тормозов

Многие считают барабанные тормоза устаревшими, однако их продолжают повсеместно устанавливать даже на концептуальных моделях. Просто барабанные механизмы имеют ряд преимуществ и отличительных черт, которые делают их механизм непревзойденным по ряду практических параметров. Рассмотрим преимущества и недостатки этой тормозной системы. 

Плюсы барабанных тормозов

  • Главное преимущество – относительно низкая себестоимость. Все составные детали весьма просты в производстве.
  • Принцип работы. Для достижения такого же тормозного эффекта в дисковых тормозах требуется большее усилие.
  • Колесный цилиндр более ремонтопригоден, чем суппорты дисковых тормозов.
  • Барабанные тормоза включают в себя и функции стояночного тормоза, не требуя при этом дополнительного места.

Недостатки барабанных тормозов

  • У барабанов плохой отвод тепла. Это может привести к перегреву металлических частей.
  • Внутри закрытого корпуса может накапливаться пыль и, со временем, собирается влага, что, в свою очередь, приводит к развитию коррозии, особенно губительной для пружин. Также снижается производительность поршня.
  • Площадь трущейся поверхности у барабана намного больше, чем у диска. Выделяется большое количество тепла. В итоге барабанные тормоза быстрее изнашиваются и начинают скрипеть.
  • В барабанных тормозах намного больше деталей, чем в дисковых. Поэтому шансов того, что какая-то из них откажет, намного больше.
Плюсы и минусы барабанных тормозов

Обслуживание барабанных тормозов

Степень износа барабанной тормозной системы легко определяется по результатам осмотра колодок через оконное отверстие на внутренней стороне щита. Как только накладки истираются до определенной толщины, колодки непременно нужно заменять. Если этого не сделать, то уменьшится сила прижатия колодок к барабану, что удлинит тормозной путь.

Нормативная толщина, при которой колодки в обязательном порядке подлежат замене, – 1,6 мм, если накладки фиксируются на клее. Если же фрикционный материал держится на заклепках, то колодки можно эксплуатировать до достижения толщины в 0,8 мм. Когда истирается верхний фрикционный материал, о барабан начинает тереться намного более твердый массив колодок. В итоге на нем образуются борозды, что свидетельствует о повреждении.

Осматривать и ремонтировать тормозные системы заднего моста нужно регулярно. В противном случае есть риск, что тормозной механизм заклинит, колодки «прикипят» к барабану (это может стать результатом выхода из строя стяжной пружины), не говоря уже о потенциальных проблемах с гидравликой и рабочими цилиндрами. 

Отсутствие своевременного обслуживания механизма способно привести к необходимости полной замены барабанных тормозов, что обходится намного дороже, чем простой периодический осмотр и уход.

После окончания любого типа ремонтных работ, совершаемых с барабанными тормозами, осуществляется регулировка стояночного тормоза. Эта операция довольно проста и производится в несколько этапов:

  • Проверяется вращение колеса на незатянутом ручном тормозе.
  • Пока колесо не остановилось, нужно на распорке прокрутить регулировочную гайку, просунув инструмент сквозь сервисное отверстие, пока не начнется торможение.
  • Затем эту гайку нужно отвернуть в обратную сторону буквально на несколько щелчков.
  • На отверстии сервисного щитка устанавливается резиновая заглушка.
  • Задний тормоз прокачивается.

Для дорог с правосторонним движением наблюдается характерная картина: барабанные тормоза на правой стороне автомобиля всегда более изношены, чем на левой. Дело здесь совсем не в радиусе поворота, а в том, что окраина дороги, где наблюдается большее количество ям, рытвин и других повреждений полотна, находится как раз справа. Более деструктивный режим эксплуатации правых колес сказывается и на тормозной системе.

Обслуживание барабанных тормозов

Отзывы автолюбителей о барабанных тормозах

Причина популярности

«Барабанные тормоза почему-то до сих пор устанавливаются даже на новых моделях автомобилей, выводимых на рынок производителями. Наверное, просто потому, что они дешевле… Других объяснений не найти».

Сильные стороны «барабанов»

«На задних осях японских автомобилей "барабаны" работают великолепно, АБС тоже замечательно – никаких нареканий на качество процесса снижения скорости. Также сам за себя говорит факт, что эксплуатационный ресурс таких тормозов – 300-400 тысяч километров. (У дисковых намного меньше). Если появляется износ, то механизм автоматически разводится. Единственный минус – это когда литье и барабаны начинают торчать».

Стоит ли переживать за барабанные тормоза

«У многих вызывает буквально неприязнь факт присутствия барабанных тормозов на задней оси. Кто-то говорит, что это менее эффективно, чем "диски", но при этом не приводит никаких весомых аргументов. Думается, что именно такие тормоза и именно на задние колеса ставят не просто так – инженеры ведь поопытнее будут – знают, что к чему. Ну а если хочется диски – пожалуйста, мир тюнинга к вашим услугам. Только приготовьте деньги сначала».

Парадокс барабанных тормозов

«"Барабаны" тормозят намного эффективнее дисков. Вот только и перегреваются они гораздо чаще. Еще бы, ведь и площадь соприкосновения с колодками у них выше. Вот бы у них вентиляция была получше, тогда бы вообще никаких проблем!»

Регулировка барабанных тормозов

«Если задние барабанные тормоза правильно отрегулировать, то никаких "поклевок" носом при торможении не будет. И вообще, процесс принудительного сбрасывания скорости станет плавным и равномерным. Но через месяц-два накладки истираются, и нужно заново все подтягивать и регулировать».

Эволюционно, конечно же, барабанные тормоза уже давно не в фаворе у автолюбителей. Однако благодаря своей относительно низкой стоимости они по сей день устанавливаются на массовых недорогих и нетяжелых машинах. Пример: на всех моделях «Лада», на Renault Logan, VW Polo sedan, Skoda Rapid, Daewoo Matiz и на многих других. Поэтому имеет смысл понимать устройство таких тормозов и знать их наиболее уязвимые черты. К тому же вдруг кто-нибудь что-нибудь изобретет, и такие тормоза получат новую «путевку в жизнь»…


11 мест
на август
Мы есть в каждом
районе Москвы
Бесплатно продиагностируем
ваш авто по 41 параметру,
рядом с вашим домом
Бесплатная
диагностика авто
рядом с домом
Запишитесь в ближайший автосервис
и выявите возможные поломки
на начальной стадии
 
Будем на связи!
Подписывайтесь на рассылку и получайте новости о новых акциях и полезные советы по обслуживанию авто
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подписка оформлена!