Аварийный комиссар: в чем заключается работа
Кто это? Аварийный комиссар – специалист, помогающий оформить ДТП с соблюдением всех требований и правил. Он не заменяет сотрудника ГИБДД, а является посредником между участником транспортного происшествия, дорожной полицией и страховой компанией.
Как вызвать? На платных участках дорог номера аварийных комиссаров размещены на билбордах. В городе чаще всего он сам прибывает на место ДТП, чтобы предложить свои услуги.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Кто такой аварийный комиссар
Аварийный комиссар — специалист, который помогает участникам ДТП разобраться в ситуации и правильно оформить необходимые документы. Комиссар не является сотрудником ГИБДД и не заменяет инспектора, однако он может выступать посредником между водителями, дорожной полицией и страховой компанией.

Работа аварийных комиссаров не регламентируется отдельным законодательным актом, но обязана соответствовать положениям закона о защите прав потребителей. Вместе с тем у них есть собственные правила.
Самое важное из них: безопасность превыше всего, поэтому комиссары всегда устанавливают конусы и огораживают территорию, а если на улице уже темно, могут предоставить всем участникам происшествия светоотражающие жилеты.
Аварийные комиссары:
- являются штатными сотрудниками страховых компаний;
- трудятся в «Автодоре»;
- заключают договоры подряда;
- предоставляют свои услуги как независимые специалисты.
Как правило, комиссар прибывает на место ДТП после вызова одного из его участников. Это может произойти как по личному желанию, так и по условиям договора страхования ОСАГО или каско.
В чем заключается работа аварийного комиссара
Зачастую граждане могут вызвать аварийного комиссара, чтобы не тратить много времени на ожидание сотрудников ГАИ, потому что комиссары могут быстро приехать на место ДТП и выполнить следующие действия:
- провести тщательный осмотр места ДТП;
- при необходимости вызвать сотрудников ГАИ и/или эвакуатор;
- оказать первую помощь пострадавшим, пока не прибыла бригада скорой помощи;
- опросить свидетелей;
- провести фото- и видеофиксацию деталей происшествия;
- оценить стоимость повреждений;
- оформить необходимую документацию.

По факту аварийный комиссар при ДТП берет на себя все функции его участника, облегчая положение клиента, так как после происшествия люди обычно находятся в плохом физическом и эмоциональном состоянии.
После завершения работы комиссар составляет отчет — аварийный сертификат, к которому прилагаются все документы и материалы, связанные с ДТП.
Однако иногда клиент обращается к комиссару за помощью в дальнейшем взаимодействии со страховой компанией, судом или правоохранительными органами. Комиссары обычно соглашаются помочь, так как их опыт позволяет эффективно представлять интересы клиента.
Несмотря на отсутствие юридического образования аварийный комиссар может успешно представлять интересы клиента в суде, так как он отлично разбирается в вопросах ДТП и законодательной базе.
Преимущества и недостатки вызова аварийного комиссара
Преимущества вызова аварийного комиссара:
- Психологическая и моральная поддержка, которая важна в стрессовой ситуации.
- Быстрое прибытие комиссара для ускорения процесса оформления документов.
- Тщательная и подробная фиксация всех деталей и предварительная оценка повреждений автомобиля, что позволяет клиенту понять предстоящие расходы.
- Проведение переговоров с сотрудниками ГАИ за клиента, что особенно важно, если он испытывает стресс.
- Предупреждение опытного комиссара о возможной «подставе» как причине ДТП.
- Возможность участия комиссара в судебном процессе.

Одним из недостатков является стоимость услуг аварийного комиссара, так как в некоторых ситуациях можно было бы обойтись без его помощи.
Кроме того, если речь идет о комиссаре, представляющем страховую компанию, безоговорочное доверие к его мнению может привести к потере части или всей суммы страхового возмещения.
Профессиональные качества хорошего аварийного комиссара
В целом работа аварийного комиссара чем-то похожа на работу специалистов спасательных служб. Он находится в диспетчерской службы аварийных комиссаров и ожидает вызова. Поскольку работа аваркома ведется круглосуточно, она может не подойти для тех, кто предпочитает стандартный пятидневный график. После получения сообщения от пострадавшего аварийный комиссар выезжает на место происшествия.
Поскольку деятельность аваркома в первую очередь предполагает оценку повреждений машин, работодатели предпочитают нанимать технически подкованных в вопросах устройства автомобиля специалистов, а также бывших сотрудников ГАИ и военных. Кроме того, для работы аварийным комиссаром необходимо иметь хотя бы базовые навыки работы с фото- и видеотехникой. Идеально, если комиссар знаком с основами трасологии.
Перед началом работы с новыми сотрудниками проводится краткий инструктаж, где поясняют, как определить и зафиксировать основные следы аварий и не допустить обмана. Опытный аварийный комиссар сразу заметит несоответствия в повреждениях автомобилей и обратит внимание на следы коррозии, которых не может быть на только что поврежденном участке.

Но аварийным комиссарам необходимо обладать не только техническими знаниями, а еще и некоторыми психологическими навыками. Ведь многие водители после ДТП испытывают сильнейший стресс. Аварийный комиссар может помочь в таких ситуациях, предоставляя информацию о правилах дорожного движения и страхования, фиксируя следы аварии и помогая найти свидетелей.
Если вы обладаете необходимыми навыками и готовы работать в режиме 24/7, то эта профессия может быть вам интересна. Даже если у вас недостаточно опыта, не отчаивайтесь. Работодатели предъявляют разные требования к начинающим специалистам. Некоторые требуют высшего или среднего специального образования, другие предлагают обучение на месте. Существует множество курсов, которые помогут освоить основы профессии за несколько дней. Дальнейший успех зависит только от вас.
Обычно аварийные комиссары работают посменно: 2/2, 3/3 или 4/2 в зависимости от того, какая договоренность достигнута с работодателем. При сменном графике рабочий день длится 12 часов, а при классическом — 8 часов.
С недавних пор аварийные комиссары все чаще выезжают на места ДТП для помощи в оформлении происшествия без участия сотрудников Госавтоинспекции.
Большинство работодателей предпочитают кандидатов с личным автомобилем. Если вы используете свой транспорт, вам могут компенсировать расходы на бензин или даже ремонт автомобиля. Если же вы пользуетесь общественным транспортом, работодатель может возместить ваши транспортные расходы.
Как аварийные комиссары узнают о ДТП
Конкуренция среди аварийных комиссаров очень высока, так как эта услуга востребованна и прибыльна. Каждый участник рынка старается изо всех сил. Существует негласное правило: «кто первый, тот и выиграл». Делом занимается комиссар, прибывший на место происшествия оперативнее всех, а те, кто опоздал, не мешают, соблюдая этот внутренний «кодекс чести».
Исключением и причиной конфликтов может быть ситуация, когда определенный комиссар был вызван по знакомству, и по требованию «согласных» клиентов (так на профессиональном жаргоне называют водителей, самостоятельно вызвавших аварийного комиссара) забрал дело у первого прибывшего. Хотя до физической расправы дело, к счастью, пока ни разу не доходило, что вполне объяснимо, учитывая их загруженность работой.
Комиссар, имеющий определенный опыт, оформляет обычное ДТП за треть часа. При стоимости работы комиссара в среднем от двух до двух с половиной тысяч рублей (хотя водители постоянно пытаются сторговаться в сторону уменьшения, ведь, по сути, это свободный рынок) тратить время на выяснение отношений друг с другом — значит терять деньги, ведь за это время наверняка произошло не одно ДТП где-то еще.
Как комиссары получают информацию о ДТП и делят территорию? Во-первых, службы аварийных комиссаров все чаще вкладываются в рекламу: одни ограничиваются наружной рекламой и наклейками на автомобили, другие используют современные методы: посты в социальных сетях, контекстная реклама и, конечно же, популярное во все времена сарафанное радио. Реклама ориентирована на всех, ведь вызвать комиссара на место ДТП может не только водитель, но и любой случайный свидетель происшествия.
Аваркомы также применяют реферальные бонусные программы, раздавая участникам ДТП визитки со своими номерами, на обратной стороне которых расписано классическое предложение сообщить о ДТП и получить условные 100 рублей на телефон. Таксисты и маршрутные такси традиционно являются основными источниками информации, так как они ежедневно сталкиваются с десятками аварий.
Но надежнее всего остается не доверять знакомым знакомых, которые что-то где-то когда-то услышали, а банально обратиться в ГАИ или специализированный диспетчерский центр. Как правило, комиссары закреплены за определенным районом, и если диспетчер получает вызов из этого района, то отправляет туда определенного комиссара. Альтернативным вариантом получения информация для самых ретивых работников являются рации, с помощью которых можно услышать о происшествиях на полицейской волне.
Кроме того, комиссары оставляют метки на «Яндекс.Картах», но существует риск столкнуться с обманом со стороны конкурентов — метки могут оказаться фальшивыми.
Часто задаваемые вопросы об аварийном комиссаре
В каких случаях стоит вызвать аварийного комиссара?
Обычно вызвать аварийного комиссара стоит в сложных ситуациях, когда водители не могут договориться. Часто комиссара просят водители, которые впервые попали в аварию или сомневаются в правильности оформления документов. Аварийный комиссар может не только проконсультировать по ДТП, но и оказать моральную поддержку.
Кроме того, аварийные комиссары контролируют работу ГАИ. Например, если требуется измерить расстояние до другого автомобиля или препятствия, комиссары могут использовать свою рулетку.
Если у вас есть полис каско или ДСАГО, в договоре могут быть указаны случаи, требующие присутствия аварийного комиссара.
Когда нет смысла вызывать на место ДТП аварийного комиссара?
В случае ДТП со смертельным исходом (или нанесением травм сильной степени тяжести), а также при подозрении или подтверждении того, что один из участников находился под воздействием спиртного или наркотиков, вызов аварийного комиссара невозможен.
Аналогично нет смысла вызывать аваркома, когда второй водитель скрылся с места аварии, в этом случае к делу стоит привлекать ДПС. Для того чтобы точно знать, в каких ситуациях вам можно и нужно вызывать аварийного комиссара, изучите свой договор со страховой компанией, все нюансы устанавливают именно страховщики.
Вызов посредника в любом случае необязателен, это всего лишь дополнительная возможность. К примеру, если вы уже попадали в ДТП и сталкивались с его оформлением или просто досконально изучили закон, помощь вам не потребуется.
Если вы предпочитаете обойтись своими силами, строго следуйте правилам и не беспокойтесь. У вас есть возможность оформить европротокол по договоренности со вторым участником. При правильном оформлении документов вы получите выплаты от страховой даже без привлечения ГАИ.
Кто платит аварийному комиссару?
Водитель застрахованного транспортного средства, который обратился к посреднику, – это тот, кто оплачивает аварийного комиссара. Если это не покрывается стоимостью полиса каско, ему придется заплатить за услуги аваркома на месте, в обратном случае этим займется страховая компания.
Как стать аварийным комиссаром?
Курсы страховых компаний или специализированные организации предлагают обучение на аварийных комиссаров. Учитывая, что основная работа комиссара связана с оценкой ущерба и разрешением споров между участниками ДТП, рекомендуется иметь юридическое образование. Также эта профессия идеально подходит для бывших сотрудников дорожно-патрульной службы и Госавтоинспекции, которые уже знают всю подноготную этой работы изнутри.
Аварийные комиссары предоставляют услуги, направленные на защиту ваших интересов. Вы сами принимаете решение о том, воспользоваться их услугами или нет. Самое главное не забывать о такой возможности и применять ее в случае необходимости. Для получения квалифицированной и оперативной помощи лучше обращаться к проверенным и надежным специалистам.