Почему клинят передние тормоза: признаки, причины, последствия
О чем речь? Если клинят передние тормоза, от водителя требуется весь его опыт и умение. Ведь такая ситуация чрезвычайно опасна, когда происходит на скорости или оживленной дороге. И здесь как никогда применимы ПДД о соблюдении скоростного режима и дистанции, ведь они помогут сориентироваться и избежать ДТП.
На что обратить внимание? Если тормоза заклинило в дороге, лучше не рисковать, а дождаться эвакуатор и отвезти машину на СТО. Но порой неисправность застигает на трассе, где нужно исправлять проблему своими руками. О том, как диагностировать причину и провести починку, далее.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Признаки и последствия заклинивания передних тормозов
Знайте, тормоза в вашей машине заклинило, если наблюдаются следующие признаки:
Заметное сокращение длительности наката
Ощущение притормаживания знакомо всем. Так вот, если вы движетесь на нейтральной скорости, не касаетесь при этом педали тормоза, а автомобиль вроде бы замедляется, то, скорей всего, заклинило (то есть прижало и не отпускает) диск на каком-то колесе (а может, сразу на нескольких).
С опытом приходит навык распознавания заклинивания еще и по режиму работы двигателя, который на легкой дороге так напрягается, как будто машину кто-то назад тянет. Кроме того, заметно подрастает объем расхода топлива, а также куда-то девается склонность катиться под уклон на нейтралке (можно специально остановиться и проверить) – машина стоит под наклоном без тормоза опять же на нейтральной скорости и не едет, как будто прилипла.
Тепло от колес
Колеса имеют обыкновение нагреваться после интенсивного торможения (в этом суть процесса, когда кинетическая энергия посредством трения переходит в тепло). Но при достаточно длительном движении без торможения колеса остывают. И только заклинившее колесо по-прежнему теплое или даже горячее, а в случае осуществления торможения на большой скорости оно разогревается сильнее других.
Увод машины в сторону
Разумеется, с заклинившим колесом меняется вся кинематика движения. Если одно колесо испытывает большее сопротивление, то оно и путь стремится проделать меньший. И получается, что движение противоположного колеса направлено на разворот автомобиля (это самый опасный эффект). Приходится постоянно подруливать, чтобы избежать увода машины в сторону.
Это особенно ярко проявляется на заднеприводных машинах, у которых клинит переднее колесо. (Впрочем, такое явление может возникнуть не только из-за тормозов).
Биение руля (вибрации)
Клин переднего колеса обязательно даст о себе знать посредством возникновения сильных вибраций на руле. Если переклинит тормоз на каком-нибудь заднем колесе, то отдача будет на весь корпус машины.
Запах горелого металла
Элементы тормозного механизма при заклинивании разогреваются до приличных температур (в первую очередь, разумеется, раскаляются фрикционные материалы колодок и дисков). Сначала неприятный запах появляется от колодок, и если на это не обратить внимания, то со временем разгерметизируется тормозная магистраль и к запаху добавятся нотки испаряющейся тормозной жидкости, а также горелой смазки подшипников ступицы.
Посторонние звуки
Клин тормозов – это когда педаль тормоза отошла в исходное состояние (при ее отпуске), а вот колодки на одном или нескольких колесах – нет. Разумеется, вращение колеса при сдавленных хотя бы в полсилы колодках будет происходить при определенном звучании на все лады. Это может быть скрежет, свист, писк и даже хруст. Все эти звуки свидетельствуют о том, что проблему нужно решать незамедлительно!
Дергание при движении
Если колесо зажало намертво, то стронуться с места вы не сможете. Но чаще всего не клинит наглухо, а придавливает. Тормозное усилие при этом распределяется по диску иди барабану неравномерно, поэтому, когда вы поддадите газу, нарастающий момент будет накапливаться, и под его воздействием барабан или диск в итоге начнет проскальзывать, но рывками. В результате получится эффект, как будто вы едете по шиферу.
Переклинивание тормозов даже на одном колесе, вне зависимости от причин его возникновения, может разом создать для автовладельца целый ворох проблем:
- сильный, а главное, неравномерный износ дисков и/или барабанов;
- ускоренный износ покрышек;
- коробление тормозных дисков (можно будет выбрасывать);
- перегрев системы и сопровождающее его падение эффективности торможения на всех остальных колесах;
- закипание тормозной жидкости;
- значительно увеличенный расход топлива;
- износ силового агрегата, коробки сцепления и коробки передач.
6 причин, почему клинят передние тормоза
Почему же могут клинить передние тормоза? Вот несколько самых распространенных причин:
- «Закисание» поршней в тормозных цилиндрах
Возможно, что причиной этого стал поврежденный пыльник. Если в нем образуется хотя бы одна микроскопическая трещинка, то в нее мгновенно начнут проникать вода и пыль. Что еще нужно, чтобы вызвать ускоренную коррозию и износ элемента? Также неисправность может быть связана и с тормозной жидкостью, которую давно не меняли. Скапливающаяся в ней вода (да, она обязательно будет там собираться), не торопясь начнет разъедать все металлические поверхности тормозных цилиндров. Где-то это к тому же приведет к разбуханию внутренних уплотнительных колец.
- Отсутствие свободного хода у педали тормоза
Свободный ход должен быть обязательно. Он предотвращает такое подтормаживание при отпущенной педали.
- Неисправность главного тормозного цилиндра
Вполне возможно, что испортились резиновые кольца уплотнения (из-за некачественной тормозной жидкости, в которую попала вода), или же мог открутиться регулировочный болт на вакуумном усилителе.
- Неисправность ручного тормоза
Следует понимать, что ручной тормоз функционирует иначе, нежели обычные тормоза. Если в последнем случае используется гидравлика, то устройство системы ручника полностью механическое (усилие от рычага передается на задние колеса при помощи троса). Если автомобиль долгое время простоял «на ручке», то при попытке его отключения колодки могут не отойти от внутренней поверхности барабана. Опытные водители при этом говорят, что «ручник схватил машину за задницу».
Причины несрабатывания ручника могут быть следующие:
- Переклинивание троса. Такое может произойти, если в канал, где он расположен, попадает мокрая грязь. В итоге образуется ржавчина и трос закисает. А иногда некоторые нити троса лопаются – образуется препятствующая его свободному движению «борода».
- Поломка возвратной пружины. Основной причиной этого является ее износ. В итоге колодки не отходят при опускании ручника в нейтральное положение.
- «Прикипание» колодок. Такой эффект образуется, если водитель начинает движение, забыв снять машину с ручника. В итоге появляется тепловая деформация возвратного механизма, при котором он выходит из строя.
- Примерзание колодок. Это очень часто можно ощутить в холодное время года. Ведь вода в тормозном механизме – это отнюдь не редкость. Примерзшие колодки легко отогреваются с помощью фена (некоторые используют паяльную лампу, но это крайне не рекомендуется делать – могут пострадать шины и вообще все резиновое).
Если проблемой клина тормозов является ручник, то эту беду можно относительно просто устранить – достаточно очистить, смазать или заменить все вышеперечисленные детали и отремонтировать узлы (лучше это делать на СТО).
- Агрессивный стиль вождения
Агрессивный или же просто интенсивный стиль вождения – это еще одна причина, почему могут клинить передние тормоза. Такой формат движения всегда сопровождается резким торможением. В результате система сильно разогревается, не успевая остывать. Результатом этого становится перегрев и термическая деформация отдельных узлов и деталей, что и приводит к непредсказуемому срабатыванию тормозного механизма.
Впрочем, иногда для того, чтобы система перегрелась, вовсе не нужно вести машину агрессивно – долгая дорога в условиях плотного городского трафика вполне способна вывести тормоза вашего автомобиля из комфортного диапазона температур. В пробках тормозить подчас нужно очень резко, а движение при этом неспешное. В результате диски и барабаны не обдуваются воздухом и, предоставленные сами себе, перегреваются.
- Клин в направляющих колодок
Обычно переклинивание тормозов – это результат плохого качества отдельных деталей, из которых состоит система: неточное соответствие размерам, плохое качество металла и пр. Иногда колодку может заклинить из-за некачественной направляющей. Увидеть проблему можно, посмотрев на суппорт с торца (если, конечно, снять при этом диск).
Устранение клина передних тормозов
В случае если корнем проблемы не является неисправность ручника, то клин тормозов может начать проявляться непосредственно во время езды. Перечисленные выше эффекты могут иметь самую разную силу, поэтому иногда с переклиненными тормозами умудряются ездить достаточно долго.
Но иногда случается и так, что водитель теряет управление на приличной скорости: резко возникают вибрации, в салоне появляется запах горелого металла, а машина перестает держать курс и начинает вилять.
Разумеется, сразу нужно остановиться. Затем следует проверить каждое из колес, чтобы понять, на каком из них возникла проблема. Для этого нужно оценить степень нагрева дисков. Который из них нагрет сильнее, там и клин. Только не вздумайте делать это незащищенной ладонью (вы можете получить сильнейший ожог).
Иногда детектировать избыточный нагрев можно по поднимающемуся над колесом дымку или пару. Дождитесь, пока все элементы остынут (ждать нужно примерно 20 минут зимой и до получаса летом). Далее вывесите колесо с помощью домкрата и снимите его. Затем обследуйте тормозной механизм – основное внимание уделите суппорту, тормозным колодкам и диску. Зажатость колодок определяется с торцов.
Если вы в дороге, то устранить заклинивание допустимо временно (пока вы не доберетесь до автосервиса). Сделать это можно следующими способами:
- Принудительное разведение тормозных колодок в стороны
Используйте для этого отвертку или молоток. Не стучите по суппорту сильно (равно как и не стоит ковырять колодки отверткой) – это весьма хрупкие детали, и вы легко сможете их сломать. Действуйте аккуратно; допустимо использовать смазку, типа ВД, но помните, что после ее применения некоторое время данное колесо не будет тормозить вовсе.
Когда вы разведете колодки в стороны, то попробуйте повращать диск. Он должен крутиться с легким натягом. Далее нажмите на педаль тормоза, отпустите и проверьте, не заклинило ли колодки снова. Смажьте тормозной механизм снова и повторите процедуру. Вы не исправите систему, но сможете добраться на своей машине до сервиса.
В случае если разжать колодки не получается, используйте «план Б».
- Демонтаж суппорта
Сразу оговоримся, прибегать к данной радикальной методике можно лишь в том случае, если эвакуатора поблизости нет и не предвидится, а колодки зажали диск, что называется, намертво. Суппорт полностью снимается и подвязывается к стойке амортизатора вместе с гибким патрубком – колесо остается без тормозов. Проверьте, чтобы он не задевал колесо.
При этом тормозной поршень нужно обязательно зафиксировать. Если этого не сделать, то, как только вы нажмете на педаль, шток под давлением вылетит и вся тормозная жидкость вытечет. Вся тормозная система станет полностью нефункциональной. Вставьте в суппорт предварительно снятые колодки, а затем накрепко обвяжите получившийся «бутерброд» проволокой. В этом случае поршень никуда не денется, а просто будет с силой давить на такие импровизированные прокладки.
Пытаться чинить заклинивший тормозной механизм в полевых условиях – дело бесперспективное, езжайте в сервис.
Опытные автолюбители об особенностях ремонта заклинивших передних тормозов
- Порой причину найти сложно
- Машина сама подскажет, в чем причина
- Дело было в предохранителе
- Меняй тормозную жидкость правильно и своевременно
- В общем, проверяй всю тормозную систему
«Такая проблема у меня возникла на "москвиче-412". В главном цилиндре там есть перепускное отверстие, которое и забилось. Давление не сбрасывалось, и в итоге клинило разом все 4 колеса!»
«Разок у меня такая проблема возникла. Одно колесо подклинивало. Неисправность вычислили – произошло раскисание гибкой трубки, по которой тормозная жидкость подавалась к суппорту. Заменил трубку – все заработало штатно, а так тормозная жидкость просто не могла подаваться назад».
«Проблема с клином возникает даже на японских иномарках (к примеру, на "Тойоте-Авенсис"). Там сгорел предохранитель. Отечественный не подходил – суппорты клинило. Машина признала только родную запчасть».
«Тормозную жидкость нужно менять, как масло – вовремя и полностью (долив не считается). Жидкость крайне гигроскопична, и если тормоза уже разогрелись, то насытившаяся водой ТЖ запросто может закипеть. Тогда тормоза на всех колесах переклинит».
«Причина может быть совсем неочевидной. К примеру, у меня забился обратный клапан системы вентиляции картерных газов. А он, к слову, вел как раз на вакуумный усилитель тормозов. Вот почему клинят передние тормоза! Только когда выявил проблему, прочистил направляющие и смазал пальцы суппортов, все затруднения исчезли».
Тормозная система – это то, что бережет жизнь (вашу и окружающих водителей) на дороге во время езды. Конечно же, за ней нужен особый уход: хотя бы раз в год снимайте суппорты, контролируйте состояние поршней и направляющих, проверяйте смазку, полностью меняйте тормозную жидкость.